✮IRENA ✮PLATOVA✮ предлагает Вам запомнить сайт «CCCP»
Вы хотите запомнить сайт «CCCP»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

НАШ АДРЕС НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА, НАШ АДРЕС СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!

Размышления на тему одного исторического мифа.

развернуть

Размышления на тему одного исторического мифа.В последнее время в сети неоднократно всплывает героико-патриотическая история о том, как осенью 1941 года во время битвы под Москвой советские солдаты применяли против наступающих немцев артиллерийские орудия выпуска второй трети XIX века. Называются подобные статьи примерно следующим образом: «Уникальная битва под Москвой: пушки XIX века протии фашистских танков». Кратко история состоит в следующем: осенью 1941 года в ходе битвы под Москвой в полосе действия 16-й армии Рокоссовского против атакующих немецких танков были успешно применены 6-ти дюймовые гаубицы образца 1877 года выпуска. Особенно любят рекламировать подобные «военно-морские» истории лица, склонные к педалированию всего, что связано с историей дореволюционной России. Мол, Россия при царях была настолько развитой в промышленном отношении державой, а изделия, выпускавшиеся на царских заводах, настолько уникальными, что пушки, изготовленные тогда, успешно применялись в Великой Отечественной войне протии одной из самых современных в техническом оснащении армий того периода.

Мне, как человеку давно и серьезно увлекающемуся военной историей, представляется, что вся эта история чистейшей воды миф. И вот по какой причине.

1. Человек, который представляет, как устроен армейский механизм, прекрасно знает, что ничьих пушек в армии не бывает. Любые артиллерийские орудия, минометы и т.п. виды вооружения, как, впрочем, и вообще любое другое оружие, находятся на вооружении вполне конкретного воинского подразделения, соединения или объединения. Соответственно, если бы принималось решение о создании, как сказано «нескольких тяжелых противотанковых батарей», то все они должны были быть объединены как минимум (!) в отдельный тяжелый противотанковый дивизион. Т.е. это структурное формирование должно было получить свой порядковый номер или свое специальное название, которые использовались бы в служебной документации. Ничего подобного рассказчики и ретрансляторы этой истории не приводят.

2. Далее. В этом формировании должен был в обязательном порядке создан штаб (пусть даже численностью из 3-4 человек), созданы свои структурные подразделения: взвод связи, взвод разведки, взвод тылового обеспечения, транспортный взвод и другие структуры, вплоть до финчасти. Для многих это окажется открытием, но солдаты и офицеры, в том числе ополченцы, во время войны получали зарплату. А там где финчасть, там и соответствующая бухгалтерская документация, которая так же неизбежно должна была осесть в архивах. Однако, несмотря на неоднократность пересказов этой истории, никто ни разу не привел ни единого документа вообще.

Т.е. численность этого формирования должна была насчитывать как минимум 300-400 человек, которых опять же надо было вооружить личным оружием из расчета хотя бы 5-6 карабинов на один артиллерийский расчет, плюс оружие у связистов, у разведчиков, в транспортном подразделении, полевой ремонтной мастерской (а без нее подобное формирование существовать не может по определению) и т.д. и т.п. И никто из них не оставил соответствующих воспоминаний хотя бы в виде семейных преданий? Как говорил Станиславский: «Не верю!»

3. Военнослужащие этого формирования обязаны были получить обмундирование (т.е. опять же бумажные вещевые аттестаты) и должны были где-то питаться. Что автоматически означает получение еще и продовольственных аттестатов, по которым они получали бы продовольствие на одном из складов фронтового или армейского подчинения. По-другому в армии не бывает, и быть не может. Причем, получают они эти документы сразу по зачислению в списки воинской части. Это означает появление на свет еще как минимум нескольких сотен бумажных документов.

4. Далее, процесс формирования любого воинского подразделения занимает как минимум несколько дней, из которых часть времени отводится на теоретическую подготовку личного состава, минимальное сколачивание подразделения (занятия строевой подготовкой) и практические действия в полевых условиях, включая практические стрельбы. Даже в самые критические моменты никого без этого необходимого минимума в бой не бросали, какие бы байки не рассказывали современные мифотворцы. А для проведения подобных мероприятий опять же требуется соответствующая база, т.е. казарма или полевой городок, где будут оборудованы жилые помещения хотя бы в виде землянок или палаток, классы (пусть и в виде навесов на воздухе), плац и полигон для отработки практических действий. Все это хозяйство требует одной, самой главной вещи – вполне конкретной территории. О чем опять же в вышестоящих штабах должна была сохраниться вполне конкретная документация. Т.е. количество бумаг, которые обязаны были попасть в архивы после расформирования подразделения, еще больше увеличивается. И ничегошеньки не сохранилось? А куда все могло деться, если по версии рассказчиков, немцы были остановлены? Т.е. штабы со всей своей документацией уцелели.

5. Дальше. Перейдем непосредственно к самому моменту боя. Про то, что по движущейся цели стрелять из орудий, «по ступицу колес закопанных в землю» невозможно, даже упоминать не буду, это и так понятно. Так же как понято, что наводить в движущийся танк «по стволу» в этом случае невозможно по определению. И если и могли подобные пушки нанести немцам урон, то только в момент, когда их танки в ходе подготовки к атаке развернулись на рубеже развертывания и встали в ожидании приказа непосредственно атаковать. В принципе, это единственно возможный вариант нанесения урона противнику. Но возникает вопрос: «А что же было дальше?» Немецкие танки понесли урон, откатились и на этом все закончилось? Немцы, эти гроссмейстеры войны, не попытались установить, кто же нанес им столь серьезные одномоментные потери и нанести ответный удар? И это при наличии превосходства в воздухе, а в частности, в разведывательной авиации? Неужели в наступающем танковом полку не нашлось ни одного авиационного наводчика, который еще в момент обстрела связался по рации с авиацией и запросил поддержку. Особенно если учитывать тот факт, что стрелять бездымным порохом подобные орудия не могли даже будучи новыми, просто потому что они не были на это рассчитаны. Т.е. после первого же выстрела, его позиция без проблем засекалась любым пехотинцем. А если еще учесть и тот факт, что по немецким уставам танки без пехотного прикрытия атаковать не могли, а у немецкой пехоты было вполне в достатке минометов, которые накрыли бы позиции артиллеристов после первых же выстрелов, то история становится все больше и больше фантастической.

Можно конечно и дальше было бы продолжить разбор этой очередной байки, по уровню откровенной глупости сравнимой разве что с не менее героическим мифом о парашютистах, прыгающих в снег из летящего на бреющем полете самолета и тут же героически атакующих врага. Но на мой взгляд и так сказано вполне достаточно, чтобы понять: эта история – откровенно глупый миф.

Алексей Т.


Источник →

Опубликовал Алексей Т. , 30.01.2018 в 20:53

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ Хоранги .... 1 февраля, в 00:07 Радует, что между такими иудео-большевицкими предателями, как вы, происходит, наконец, дискуссия некая, которая в будущем, возможно, снова приведёт вас ко Христу и русскости, наконец!) Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. Хоранги .... 1 февраля, в 07:37 могло случиться и произойти все, что противоречило здравому смыслу, логике комплектования войсковых подразделений и т.д. и т.п. Но потому то и победили, что шли против всякой логики.
------------------------------
Не соглашусь. Армия это в первую очередь порядок и дисциплина. И победили мы именно потому, что сумели организовать их в итоге лучше чем это сумели делать немцы. Но порядок и дисциплина в первую очередь опираются именно на логику, суровую логику войны, которую просто надо понимать и которая очень сильно отличается от повседневной логики гражданского человека. 
Текст скрыт развернуть
1
Хоранги ....
Хоранги .... Алексей Т. 1 февраля, в 13:48 Так то так. Что такое Армия, я знаю не по-наслышке.
Но тогда была такая ситуация, что просто пипец.
Дорога на Москву наступающим гитлеровским супостатам после поражения РККА была фактически открыта. Поэтому оборону Москвы формировали из чего тогда было и вооружали тоже, чем только можно было стрелять.  На оборону под Юхнов и Малоярославец бросили практически весь личный состав Подольских артиллерийского и пехотных училищ в количестве 3500 чел. В воспоминаниях 500 чел. бывших подольских курсантов, чудом оставшихся в живых после этого побоища, тоже упоминались пушки времен Первой мировой войны, в числе немногочисленной артиллерии. Но военные училища- это все-таки военные, хоть и учебные подразделения. А что говорить о народном ополчении? Точной цифры сколько его погибло, до сих пор не знает никто. Не из-за бардака, которого не было. А из-за нехватки времени все это задокументировать, как положено в Армии. Потому и письменных свидетельств тоже фактически нет. Только в воспоминаниях участников тех событий. И касается это народного ополчения. А не воинских регулярных частей. Я читал про ополчение, что даже собрали все охотничьи ружья. Но их, конечно же не хватало. Поэтому стали вскрывать арсеналы хранения оружия времен Первой мировой и Гражданской. Впрочем, оно применялось и после нее для вооружения РККА. Поэтому, неудивительно, что оно все-таки имелось на складах в тылу.
Текст скрыт развернуть
0
Николай Скалыга
Николай Скалыга Хоранги .... 1 февраля, в 18:06 Поддерживаю. Брали, кого могли и вооружали, чем придется. Исторические факты говорят о том, что, опять же спорить не буду, несколько полков ополчения были вооружены вообще однозарядными трофейными винтовками Манлихера, Краг-Йоргенсена, БерданаII, Арисака. Все самое более-менее сносное отдавали регулярным частям. Посмотрите еще раз хронику Парада 7 ноября? Пулеметы Люиса ни с чем не спутать даже мне, человеку не военному...А сколько случаев, когда выручала смекалка и инженерная мысль? Нам в институте еще рассказывали, как один воен-инженер, хорошо знающий строймеханику, соорудил мост (не мостик) из досок снарядных ящиков, по которому Т-34-85 шуровали аж бегом...А засыпка дорожных ям шлаком с терриконов? Идиоты-немцы сунулись, тут-то абразивная среда и сработала на всю катушку — гусеницы послетали. Так целую танковую колонну наша авиация и накрыла, как на полигоне...Честь и хвала нашему Великому народу! Народу-Вину, Народу-труженику и Созидателю! Текст скрыт развернуть
1
Алексей Т.
Алексей Т. Хоранги .... 1 февраля, в 19:31 Вы наверное очень удивитесь, но московские ДНО пошли в свой первый бой уже будучи переформированными и вооруженными по штатам обычных линейных стрелковых дивизий. А до первого боя от двух до трех месяцев находились в тылу действовавшей армии, занимаясь боевой подготовкой и строительством укреплений.
Что касается "раскулачивания" складов с вооружением периода ПМВ и ГВ, то даже в этом случае составлялись учетные документы, которые должны были сохранится в архивах ГАУ. 
Текст скрыт развернуть
1
Алексей Т.
Алексей Т. Николай Скалыга 1 февраля, в 19:33 Даже в случае изъятия со складов вооружения периода ПМВ и ГВ в обязательном порядке составлялись отчетные документы. Просто для того, чтобы в случае появления комиссии начальнику склада было что ответить на вопрос: "А куда, уважаемый, у вас делись несколько десятков артиллерийских орудий, каждое из которых стоит энную сумму советских рублей? И не продали ли вы их врагу?" Текст скрыт развернуть
0
Александр Корнев
Александр Корнев Николай Скалыга 1 февраля, в 23:22 про шлак на дорогах это тоже сказка. Заедьте на любой отвал металлургического производства и посмотрите сколько там бульдозеров работает, притом работает годами без всяких проблем для гусениц. Кстати, в байке про шлак на дорогах самый главный вопрос а сколько усилий нужно чтобы этот шлак перетаскать вещмешками.      П.С. У меня если нужно проехать в один из районов города быстро то лучше это сделать как раз через шлакоотвалы. Притом как раз мимо и оных бульдозеров, и самосвалов шурующих там десятками. И как то проблем у них не наблюдается, как нет проблем и у Форда германской сборки на котором я там проезжаю. Кроме того что фильтры чуть чаще менять придется. Вот пример того что шлак никаким танковым гусеницам ни на хрен не страшен. Текст скрыт развернуть
1
Николай Скалыга
Николай Скалыга Александр Корнев 2 февраля, в 00:20 С одной стороны — Вы правы. Но с другой, мой коллега, к сожалению ныне покойный, в 1985г защищал закрытую кандидатскую диссертацию по гусеничным тракам танков, в рамках большой работы, направленной на увеличение наработки соединения "палец-трак" с 400 до 600часов. в 1985м! Что уж говорить о надежности и долговечности этого соединения на танках 30-40х. Да вовсю от нашей грязи гусеницы у немцев слетали, кроме Тигров и Пантер! Я еще застал непосредственных участников тех событий. Один, так благодаря этому и жив остался в танковой дуэли...А Вы — хотите верте, хотие --нет! Текст скрыт развернуть
0
Александр Корнев
Александр Корнев Николай Скалыга 2 февраля, в 00:35 Скажу больше- последнее место моей службы- зам командира танкового батальона по вооружению. До этого аналогичная должность в мотострелковом. Так что с танками, БМП, и их ходовой частью я знаком очень хорошо. И гусеницы на немецких танках слетали ничуть не чаще чем на наших.
П.С. Недалек от меня расположен такой завод- УВЗ называется. И у него есть полигон, расположенный как раз рядом со шлакоотвалами. И дорогу к этому полигону, с известной периодичностью посыпают оным шлаком. Без всяких критичных последствий для гусениц, катков, торсионов и прочих элементов ходовой части. Поэтому не стоит верить безосновательным байкам. Народ СССР как солдаты и командиры, так и гражданское население совершило множество РЕАЛЬНЫХ подвигов достойных памяти, чтобы не нужно было верить в фантастические выдумки. 
Текст скрыт развернуть
1
Алексей Т.
Алексей Т. Александр Корнев 2 февраля, в 07:45 Народ СССР как солдаты и командиры, так и гражданское население совершило множество РЕАЛЬНЫХ подвигов достойных памяти, чтобы не нужно было верить в фантастические выдумки. 
--------------------------
Полностью поддерживаю.
Текст скрыт развернуть
0
Валериан Борисов
Валериан Борисов 2 февраля, в 19:10
Коротков Иван Владимирович

Аленький Цветочек
1 февраля, 9:52
Ну. прочитал я измышлизмы вашего Алексея Т.-любителя. Это его мысли и он на них имеет право, но зачем их афишировать??? По тексту видно, что он никогда не служил в артиллерии. Он не знает разницы между подразделением и воинской частью. С его слов в сформированной батарее должен быть штаб в 4-5 человек. БРЕД любителя!!!! Кто реально служил, тот знает структуру батареи. Нигде не говорилось, что эти батареи сводились в дивизион, а он в измышлизмах их свёл. Для чего??? Для того, чтобы можно было имышлять далее. Он не знает как оборудуются позиции ПТО, на сколько они закапываются и почему. Он не знает, что происходит при выстреле из орудия. Он не видит разницы между ПТ артиллерией и осадной. Эти батареи вообще были сформированы на неделю максимум из прикомандированных солдат, например. И не факт, что эти батареи афишировались по всему фронту. поэтому в других частях могли про них и не знать. То есть это измышлизмы ДИЛЕТАНТА!!! Нельзя говорить о теории танца в балете, не проплясав там несколько лет. А вот Алексей Т.-любитель позволяет себе такие измышления. Ещё классики говорили, что теория без практики мертва. А тут вдруг нашёлся любитель-теоретик. Если вы считаете возможным верить таким любителям, то это ваше дело. 
Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. Валериан Борисов 2 февраля, в 23:27 1.Допустим мои слова - мнение дилетанта. Но если Вы считаете себя профессионалом - так опровергните их. Давайте, зажгите глаголом!
2. Я не писал что в батарее должен быть штаб в 4-5 человек. Вы врете. Я писал что батареи должны были быть сведены как минимум в дивизион, и уже в дивизионе должен был быть сформирован штаб. Разницу улавливаете?
3. Сможете привести реальные примеры существования во время войны отдельных противотанковых батарей, не сведенных в более крупные формирования?
4. Я знаю как оборудуются позиции ПТАБов и на какую глубину окапываются ПТ-орудия. Более того, я даже знаю, что для уменьшения силуэтов с этих орудий нередко снимали колеса. Но... Делали это только со специализированными противотанковыми пушками, градус горизонтального наведения которых составлял минимум 60 градусов. И надо быть очень большим дураком, чтобы думать, что подобный вариант маскировки можно было бы применить с тяжелыми осадными пушками с нулевым градусом наведения по горизонтали.
Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. Валериан Борисов 2 февраля, в 23:28 5. Что касается формирования подразделений "на неделю максимум", то это просто бред, причем откровенный. Откуда люди, принимающие решение о формировании этих подразделений, могли знать сроки, на которые эти подразделения понадобятся? А если они понадобятся не на неделю, а на месяц, тогда как?
Кстати, чтобы откомандировать военнослужащего надо составить кучу документов: приказ по части о его откомандировании, командировочное предписание, проездные документы, выдать на руки вещевой аттестат. продовольственный аттестат, выписать командировочные деньги, продовольственный паек на время следования к новому месту службы и т.д. и т.п. В противном случае любой особист возьмет командира той части "за хобот" и начнет спрашивать: "А куда это у вас, товарищ командир, рядовой/сержант наводчик/заряжающий Пупкин запропастился? И не укрываете ли вы дезертира?"
 Сможете привести хотя бы один из этих документов, подтверждающих существование мифических отдельных тяжелых противотанковых батарей с приписанным к ним личным составом?
Текст скрыт развернуть
0
Валериан Борисов
Валериан Борисов Алексей Т. 2 февраля, в 23:36 Не я считаю , а Коротков Иван Владимирович 26 лет отслуживший в артиллерии :) А в ЧС у меня 0 человек, пока... Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. Валериан Борисов 2 февраля, в 23:40 1. Я уже поправился насчет ЧС.
2. А Короткову Ивану Владимировичу, 26 лет отслужившему в артиллерии, самому меня не опровергнуть? Корона за потолок цепляет? Ну если он такой великий профи, то пусть отпишет в чем я не прав? Только по существу, конкретно. :-)
Текст скрыт развернуть
0
Валериан Борисов
Валериан Борисов Валериан Борисов 2 февраля, в 23:40 И ,кстати , военный эксперт Михаил Ходорёнок про этот эпизод с пушками на Вести ФМ рассказывал.... Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. Валериан Борисов 3 февраля, в 08:20 Во аргументик-то. :-) Вам пишут про документы, а вы в ответ слова "иксперда" с радио. :-) Текст скрыт развернуть
0
Валериан Борисов
Валериан Борисов Алексей Т. 3 февраля, в 10:00 Ходарёнок Михаил Михайлович Биография
Главный редактор газеты "Военно-промышленный курьер"; родился 20 февраля 1954 г.; окончил: Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище - 1971-1976 гг.; Военная командная академия ПВО - 1983-1986 гг.; Военная академия Генерального штаба - 1996-1998 гг.; проходил военную службу на должностях: 1976-1977 гг. - начальник отделения боевого управления радиотехнической батареи ЗРК С-75; 1977-1980 гг. - командир радиотехнической батареи ЗРК С-75; 1980-1983 гг. - командир зенитного ракетного дивизиона С-75; 1983-1986 гг. - слушатель Военной командной академии ПВО; 1986-1988 гг. - заместитель командира зенитного ракетного полка С-200; 1988-1992 гг. - старший офицер штаба зенитных ракетных войск противовоздушной обороны (Главный штаб Войск ПВО); 1992-1996 гг. - старший офицер-оператор 1 направления 1 управления Главного оперативного управления Генерального Штаба; 1996-1998 гг. - слушатель Военной академии Генерального штаба; 1998-2000 гг. - начальник группы 1 направления 1 управления Главного оперативного управления Генерального штаба; уволен в запас 22 июля 2000 г.; полковник (1993 г.); 2000-2003 гг. - военный обозреватель "Независимой газеты"; с 2003 года по настоящее время работает в издательском доме "ВПК - медиа". Главный редактор газеты "ВПК" и журнала "ВКО".
Текст скрыт развернуть
0
Валериан Борисов
Валериан Борисов Валериан Борисов 3 февраля, в 10:01 Так что зря Вы его  "икспердом" назвали ..... Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. Валериан Борисов 3 февраля, в 13:33 Если повторяет мифы, да еще такие глупые, значит именно "иксперд". Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 60
Комментарии Facebook
Мясной вопрос советской влас…

Мясной вопрос советской власти, или Фокус с разоблачением

22 фев, 20:56
-7 15
Мясная эпопея СССР

Мясная эпопея СССР

21 фев, 20:33
-13 100
Рабоче-крестьянская Красная …

Рабоче-крестьянская Красная армия 1918-1946

21 фев, 19:07
+10 26
Как советский маргарин сдела…

Как советский маргарин сделал бесплодной Россию

21 фев, 17:50
-24 84
Неизвестный Сталинград: цент…

Неизвестный Сталинград: центральный вокзал

20 фев, 15:06
+4 1
23 февраля 1918 года () «Ден…

23 февраля 1918 года () «День защитника Отечества»

19 фев, 22:00
-6 17
Герои России. «А город подум…

Герои России. «А город подумал – ученья идут...»

18 фев, 11:55
+19 17
Свобода совести и великий бо…

Свобода совести и великий борец за свободу

18 фев, 11:54
+13 131
«ГЛАЗА АРМИИ». ДЕНЬ ВОЕННОГО…

«ГЛАЗА АРМИИ». ДЕНЬ ВОЕННОГО ТОПОГРАФА

17 фев, 15:53
+5 1
Германия проиграла войну осе…

Германия проиграла войну осенью 1941-го

16 фев, 16:40
+19 45
Первые в мире железнодорожны…

Первые в мире железнодорожные войска были у России

16 фев, 15:03
+9 6
Неизвестный Сталинград: Элеватор

Неизвестный Сталинград: Элеватор

16 фев, 09:11
+19 1
Антирусский и антигосударств…

Антирусский и антигосударственный белый проект

13 фев, 11:36
+38 164
Борьба с религией в СССР

Борьба с религией в СССР

13 фев, 11:28
+1 73
Неизвестный Сталинград: Грен…

Неизвестный Сталинград: Гренада, Гренада, Гренада моя…

12 фев, 16:05
+12 3
Империя и оружие. В царской …

Империя и оружие. В царской России и в СССР

11 фев, 18:05
+16 54
Большевики так люто ненавиде…

Большевики так люто ненавидели Церковь, что вернули ей... самостоятельность.

11 фев, 18:03
+9 66
Неизвестный Сталинград: самы…

Неизвестный Сталинград: самый длинный день

11 фев, 11:23
+21 13
России необходимо возвращени…

России необходимо возвращение русскости

11 фев, 11:22
-5 49
«Сердца закипали гневом»: 75…

«Сердца закипали гневом»: 75 лет назад нацисты казнили партизан «Молодой гвардии»

10 фев, 15:13
+26 14
Запомнить
Присоединиться

Сейчас на сайте

30973 пользователям нравится сайт cccp-2.su

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Яндекс.Метрика
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
СССР. Звезда по имени Вега

СССР. Звезда по имени Вега

Есть под Новосибирском небольшой, с населением чуть больше ста тысяч, город-герой Бердск. В советское время в этом городе находился флагман советской радиопр

✮IRENA ✮PLATOVA✮ 26 янв, 13:39
+97 30
"Пятничные печеньки" Назад в СССР

"Пятничные печеньки" Назад в СССР

Всех с наступившей пятницей! Надеюсь, настроение у всех хорошее? Приготовил сегодня для вас подборку фотографий из не очень далёкого прошлого, а именно из СССР

✮IRENA ✮PLATOVA✮ 26 янв, 13:42
+78 8
Уникальная битва под Москвой : пушки 19 века против фашистских танков

Уникальная битва под Москвой : пушки 19 века против фашистских танков

В трудные дни обороны Москвы на участке Солнечногорск — Красная Поляна, который обороняла 16-я армия Рокоссовского, произошёл уникальный случай примене

Валериан Борисов 29 янв, 17:30
+59 108
Размышления на тему одного исторического мифа. Часть 2.

Размышления на тему одного исторического мифа. Часть 2.

Мне неоднократно приходилось слышать и читать рассказы, больше напоминающие ритуальные завывания, либерально настроенной части Рунета о трагической судьбе нар

Алексей Т. 4 фев, 22:05
+52 45
Право ночи с женой красного

Право ночи с женой красного

Как колчаковские головорезы восстановили против себя аполитичных крестьян Сибири Похороны красногвардейца, зверски убитого колчаковцами Ф

Хоранги .... 1 фев, 14:59
+38 96

Последние комментарии

Alex
Комментарий скрыт
Alex Мясная эпопея СССР
Взгляд с другого ракурса
Александр Аверьянов
Alex
удалили мой ответ. Про  Грудинина нельзя  писать. удаляют.
Alex Мясная эпопея СССР
Олег Сергеев
Ещё как воевали. Не мало нашей техники( танков ) прожгли.
Олег Сергеев Мясная эпопея СССР
Валентина Евсеева
Олег Сергеев
Олег Сергеев
Shavkat Kuvatov
Shavkat Kuvatov
Kefe Borodich
Александр Аверьянов
Олег Сергеев
Ромуальд Шиккер
Евгений Титаев
Андрей Мирошниченко
Олег Сергеев
Анатоль Костров
Идет ползучая десоветизация и декоммунизация
Анатоль Костров 23 февраля 1918 года () «День защитника Отечества»
Андрей Мирошниченко
Анатоль Костров