✮IRENA ✮PLATOVA✮ предлагает Вам запомнить сайт «CCCP»
Вы хотите запомнить сайт «CCCP»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

НАШ АДРЕС НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА, НАШ АДРЕС СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!

Берега индустриализации.

развернуть

Уникальная межрегиональная артерия была сооружена в рекордно короткий срок, с учетом практики водно-транспортного строительства в США и зарубежной Европе, но по отечественным технологиям, оказавшимся передовыми по тому времени.

Хозяйственное значение канала состояло прежде всего в том, чтобы активно развивавшиеся экономические связи между Центральным экономическим регионом (ЦЭР) СССР и Поволжьем в меньшей степени зависели от железнодорожного и автомобильного транспорта. Пропускная способность наземных магистралей на этом направлении оставалась недостаточной вплоть до середины 60-х. К тому же канал кардинально улучшил водоснабжение столицы, требовавшее все больших объемов уже со второй половины 20-х годов.

Идею соединить Москву-реку с Волгой впервые выдвинул Петр I в начале XVIII века. Реализация проекта намечалась и при Павле I. Но строительство так и не состоялось. Одна из причин – нежелание иностранных специалистов, приглашенных для сооружения канала, усиливать экономическую мощь России.

Нужда в соединении Волги с москворецкой системой резко усилилась к концу 20-х годов, когда население столицы превысило три миллиона человек. Но водоснабжение мегаполиса оставалось на 90 процентов «завязанным» на ресурс Москвы-реки. Это привело к тому, что уже в начале 30-х ее можно было переходить вброд на многих участках. В сутки на каждого жителя Москвы в тот период приходилось только 90 литров воды, в то время как в других мегаполисах мира норма достигала 500 литров. В 1929-м Совнарком СССР предписал разработать соответствующий проект. К 1931 году было предложено три варианта, в результате экспертных обсуждений правительство в начале 1932-го утвердило Дмитровский (то есть через Северное Подмосковье). И 1 июня вышло постановление начать строительство.

Картинки по запросу

Естественно, что трасса требовала первым делом расчистки от каких-либо объектов. 7505 крестьянских хозяйств пришлось переместить в другие районы Подмосковья и в соседние области.

Очевидно, что в тот период государство было заинтересовано в максимальном удешевлении строительных работ. Поэтому, как и при прокладке Беломорканала, широко использовался труд заключенных. Был создан Дмитровлаг. Но заметим, около трети такой рабочей силы за ударный труд получили досрочное освобождение с восстановлением в правах.

При строительстве канала Москва – Волга использовались 171 экскаватор, 160 паровозов, около трех тысяч автомобилей и тракторов. В большинстве советского производства, поскольку уже в начале 30-х годов в стране благодаря индустриализации было налажено производство многих видов оборудования и транспортных средств. В начале 30-х некоторые СМИ Германии и США отмечали, что СССР преподнес Западу промышленный и инженерно-технический сюрприз, поскольку столь грандиозное воднотранспортное строительство базируется на собственной технологической базе, а импорт дорожных и землеройных машин минимален. Йохан ван ден Нейл, голландский эксперт по вопросам транспортной политики, признавал, что если русские цари приглашали его соотечественников для развития воднотранспортной сети, то Беломорканал и Москва – Волга показывают: теперь Нидерландам есть чему поучиться у «постмонархической» России.

Строительство 128-километрового канала заняло лишь 4 года и 8 месяцев. Это, подчеркнем, рекорд для проектов такого рода. Например, Панамский канал протяженностью 81 километр строили 30 лет, 175 километров Суэцкого – 11 лет...

4 июня 1937-го правительство постановило открыть канал для регулярного грузопассажирского судоходства с 15 июля того же года.

Судоходная ширина канала составляет 55 метров, гарантированная глубина – четыре метра. Сложнейший гидротехнический комплекс канала поныне включает около 240 сооружений, самые крупные из них – 9 гидроэлектростанций, 11 шлюзов и 5 насосных станций. Инфраструктура обеспечивает не только судоходство, но и регулярное поступление волжской воды в Москву.

Без преувеличения выдающуюся роль канал сыграл при обороне столицы. Он стал стратегической преградой для фашистских войск, наступавших на Москву. Осенью 1941 года за счет водосброса были затоплены поймы Яхромы и Сестры. Позже, когда вермахт мог воспользоваться ледоставом, оккупантам тем же способом отрезали путь на Москву со стороны Калинина. Но уже к августу 1942-го канал был почти полностью восстановлен для судоходства.

С середины 50-х годов его флотилия постоянно пополнялась новыми грузовыми и круизно-пассажирскими судами. Последние пользовались растущей популярностью, особенно на маршрутах в Волго-Камский и Каспийский бассейны, на Волго-Балт.

Но с перестройкой техобслуживание водной артерии ухудшилось, стал быстро стареть флот, как следствие ускорилось падение объемов грузопассажирских перевозок. В 2005 году были упразднены дальние рейсы (Москва – Астрахань, Москва – Пермь, Москва – Ростов-на-Дону), существовавшие с конца 30-х – начала 50-х. А с 2006 года по трассе канала отменено регулярное движение теплоходов на подводных крыльях (типа «Ракета»). Грузовые суда теперь доставляют по этой магистрали только насыпные стройматериалы (гравий, песок, щебень), хотя до середины 80-х «ассортимент» перевозок превышал 30 наименований. Круизно-пассажирская навигация по большей части ограничивается пределами Подмосковья, Тверской и Ярославской областей. Но надо сказать, спрос на такие маршруты с начала 2000-х годов не ослабевает.

В 1937-м при сдаче в эксплуатацию объект получил официальное название «Канал Москва – Волга имени Сталина». Но в начале сентября 1947 года, когда отмечалось 800-летие столицы, Иосиф Виссарионович предписал назвать канал именем Москвы. По мнению Сталина, «благодаря каналу Москва стала портом пяти морей, на порядок улучшилось ее водоснабжение, возросли товарообмен и пассажирский поток с соседними областями. Этот проект впрямую связан и с историей столицы, и с ее развитием в советский период. Потому название канала должно отражать конкретное предназначение этого пути».

23 апреля на исторической трассе открылась 80-я навигация.

Венгерские, румынские, югославские эксперты в 50–70-х годах признавали, что опыт создания и эксплуатации канала Москва – Волга использовался при сооружении или реконструкции судоходных артерий Дунай – Тиса, Черное море – Дунай, а также при разработке трансбалканского водного пути Дунай – Вардар – Эгейское море. Иранские эксперты, прорабатывая трансконтинентальный проект Каспий – Персидский залив («В обход Босфора»), по сей день обращаются к уникальному советскому опыту.

Алексей Чичкин,
кандидат экономических наук

Опубликовано в выпуске № 17 (681) за 3 мая 2017 год
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/36557


Опубликовал Евгений Никитин , 09.05.2017 в 12:13

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Евгений Никитин
Евгений Никитин 9 мая, в 14:26 * Текст скрыт развернуть
1
Вселенная
Вселенная 9 мая, в 18:59 Может быть у этой водной артерии будет второе рождение? Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 2
Комментарии Facebook
Сражение за газ

Сражение за газ

23 июл, 14:30
+4 1
Путин и Сталин

Путин и Сталин

23 июл, 14:30
-5 123
О Ялтинской конференции 1945 года

О Ялтинской конференции 1945 года

18 июл, 06:50
+4 1
Члeнoврeдители Великой войны

Члeнoврeдители Великой войны

15 июл, 17:57
+3 12
Запрещенная история: простит…

Запрещенная история: проституция в СССР.

14 июл, 06:22
-6 21
«Ни хлеба, ни соли нетути»: …

«Ни хлеба, ни соли нетути»: что ел русский солдат в Первую мировую

9 июл, 13:32
+8 4
Особенности национальной вое…

Особенности национальной военно-полевой кухни.

8 июл, 12:06
0 50
Как Горбачев создал дефицит еды

Как Горбачев создал дефицит еды

8 июл, 11:38
+26 26
Орден "Победа" для короля.

Орден "Победа" для короля.

8 июл, 11:37
+13 45
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ВЕРЫ И НЕПРАВДЫ

НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ВЕРЫ И НЕПРАВДЫ

6 июл, 08:35
+16 22
"похвально-нахальное слово в…

"похвально-нахальное слово воровству"

6 июл, 08:33
+2 0
СМЕРШ: оболганные герои.

СМЕРШ: оболганные герои.

5 июл, 10:22
+73 23
Черный миф о заградотрядах в…

Черный миф о заградотрядах в Великую Отечественную войну

4 июл, 13:07
+29 55
Ил-18: первый турбовинтовой …

Ил-18: первый турбовинтовой лайнер России

4 июл, 13:01
+4 0
Освободить Минск от фашистов!

Освободить Минск от фашистов!

1 июл, 17:26
+16 4
Товарищ Демон

Товарищ Демон

1 июл, 16:49
+9 181
Как Сталин изгнал Резника

Как Сталин изгнал Резника

1 июл, 16:47
+59 82
"Нас спасёт коммунизм!" бесе…

"Нас спасёт коммунизм!" беседа с Народным артистом России Юрием Назаровым

1 июл, 16:44
+115 107
Действия подводных сил Балти…

Действия подводных сил Балтийского флота летом – осенью 1942 г

30 июн, 16:19
+3 2
Фараон сохи и реактора

Фараон сохи и реактора

27 июн, 17:27
-34 139
Запомнить
Присоединиться

Сейчас на сайте

31117 пользователям нравится сайт cccp-2.su

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Яндекс.Метрика
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
"Нас спасёт коммунизм!" беседа с Народным артистом России Юрием Назаровым

"Нас спасёт коммунизм!" беседа с Народным артистом России Юрием Назаровым

Юрий Назаров родился под счастливой звездой. В его фильмографии более полутора сотен картин: "Непрошенная любовь" (по рассказу М. Шолохова "Чужая кровь"

Константин Анатольев 1 июл, 16:44
+115 107
СМЕРШ: оболганные герои.

СМЕРШ: оболганные герои.

Благодаря наличию некоего романтического ореола советская военная контрразведка СМЕРШ находится "на особом счету" у русофобов - как западных, так и наших, "дом

Евгений Никитин 5 июл, 10:22
+73 23
Как Сталин изгнал Резника

Как Сталин изгнал Резника

надо везде, где бывали советские вожди, повесить памятные доски, и пусть либералы в знак протеста уходят Вчера произошло знаковое событие. Изве

Константин Анатольев 1 июл, 16:47
+59 82
Опрос: Сталин мог бы победить Гитлера и без помощи союзников

Опрос: Сталин мог бы победить Гитлера и без помощи союзников

Советский Союз мог бы одержать победу над нацистской Германией без помощи союзников. В этом, как сообщает британская газета The Times, уверены 63% россиян. Кроме т

✮IRENA ✮PLATOVA✮ 24 июн, 11:41
+45 186
Черный миф о заградотрядах в Великую Отечественную войну

Черный миф о заградотрядах в Великую Отечественную войну

Суть мифа и его использование Еще в 60-е годы ХХ века на фоне "развенчания культа личности" по кухням страны поползли слухи о "страшных палачах", заставляв

Евгений Никитин 4 июл, 13:07
+29 55

Последние комментарии