✮IRENA ✮PLATOVA✮ предлагает Вам запомнить сайт «CCCP»
Вы хотите запомнить сайт «CCCP»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

НАШ АДРЕС НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА, НАШ АДРЕС СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!

Почему советский модернизм заслуживает нашей любви

развернуть

Почему советский модернизм заслуживает нашей любви
В Москве восстановят здание ИНИОН (и это хорошо!)

Meduza
17:55, 11 августа 2017
Почему советский модернизм заслуживает нашей любви

Москва, проспект Калинина. 1 июня 1968 года

Наум Грановский / ТАСС

Летом 2017 года стало известно, что здание библиотеки ИНИОН РАН, сильно пострадавшее во время пожара в январе 2015-го, будет восстановлено с сохранением оригинального фасада и формы. Это событие — не только победа архитектурного сообщества, требовавшего сохранения одного из главных шедевров советского модернизма, но и важный шаг к общему признанию значимости советской послевоенной архитектуры. По просьбе «Медузы» журналист Юрий Болотов, ведущий телеграм-канал об архитектуре, рассказывает, как появился и развивался советский модернизм, в чем его отличие от зарубежных аналогов и какое будущее ждет эти здания.

В 2003 году главный редактор французского журнала Citizen K Фредерик Шобэн приехал в Тбилиси, чтобы взять интервью у Эдуарда Шеварднадзе. Прогуливаясь по блошиному рынку, журналист купил пыльную книгу, в которой на русском языке рассказывалось о 70 годах советской архитектуры в Грузии. Разглядывая альбом, он заинтересовался парой находящихся по соседству зданий и отправился сфотографировать их перед интервью. С кадра будто зависшего в воздухе Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР начался масштабный фотопроект Шобэна «Cosmic Communist Consructions Photographed» (CCCP): до конца нулевых француз запечатлел почти сотню общественных зданий второй половины XX века, разбросанных по всему бывшему Союзу.

Шобэн решил обыграть стереотипный визуальный образ бывшего «восточного блока»: на его кадрах — не безликие и монотонные пространства, а самобытные «космические» кинотеатры, санатории и институты, словно принадлежащие погибшей цивилизации пришельцев; даже пребывая в упадке, они оставляют ощущение величия. Благодаря необычной подаче фотоальбом привлек внимание к прежде малоизвестной за рубежом советской послевоенной архитектуре. В 2012 году за ним последовала венская архитектурная выставка «Soviet Modernism 1955–1991. Unknown Stories», а модернизм стал неотъемлемой частью медийного образа постсоветского пространства.

Почему советский модернизм заслуживает нашей любви
Почему советский модернизм заслуживает нашей любви
Taschen

Любопытство иностранцев переоткрыло послевоенный модернизм и в России. Если в нулевые эти здания были нужны лишь узкому кругу краеведов и историков архитектуры, то в 2010-е на волне интереса к теме города они постепенно стали частью модной культурной повестки: о советской моде регулярно пишут массовые лайфстайловые издания, популярный путеводитель по стилю выпускает музей современного искусства «Гараж» (справочник «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991» Анны Броновицкой и Николая Малинина вышел в 2016-м), а певица Луна снимает свой новый клип в советском санатории. Наконец, модернизм — часть удачного экспортного образа New East, в котором неразделимо слились постсоветские спальные районы, рейвы и молодежь в одежде Гоши Рубчинского и Демны Гвасалии. Квинтэссенцией этой эстетики стал прошлогодний клип российской певицы Tatarka, в котором артистка, одетая в Vetements, читает клауд-рэп на фоне петербургского модернизма.

Фотопроект Шобэна сформировал взгляд на модернистскую архитектуру, но касается он лишь ее внешнего облика. Да, архитектура отражает быт и идеологию общества; и людям, не знавшим жизни в СССР, кажется, что проще всего воспринять ушедший советский строй через эти необычные здания. Однако тут они — зачастую не парадная витрина позднесоветской эпохи, а ее жертвы. И в самом выражении «советский модернизм» главное слово не «советский», а «модернизм»: это не местный, а глобальный послевоенный проект, который на определенной части суши — а именно в СССР — только пострадал от идеологических и экономических ограничений.

Как появился советский модернизм?

Функциональная и лишенная ненужных украшений модернистская архитектура появилась еще в 1920-е годы: пока Вальтер Гропиус строит здание школы Баухаус в Дессау, а Ле Корбюзье возводит под Парижем виллу «Савой», формулируя свои «Пять отправных точек современной архитектуры», в Москве появляются конструктивистские дома-коммуны Моисея Гинзбурга и ДК Константина Мельникова. Но уже в начале 1930-х развитие конструктивизма в Советском Союзе обрывается, архитекторы теряют творческую свободу и под давлением властей возвращаются к классической архитектуре. Из разнородных экспериментов к концу десятилетия государственная цензура постепенно формирует единый избыточный и тоталитарный стиль, известный нам как сталинский ампир. Его кульминацией должен стать 500-метровый Дворец Советов с огромной статуей Ленина на крыше — строительство начнется перед войной, но вскоре будет остановлено и так и не возобновится.

После завершения Второй мировой войны модернизм с его интернациональным и антитоталитарным пафосом становится главенствующим архитектурным стилем в мире, — и в Нью-Йорке по проекту Оскара Нимейера возводится штаб-квартира только что образованной ООН. Однако в послевоенном СССР пика развития достигает ампир: в Москве строят сталинские высотки, прославляющие недавнюю победу. Сталинская архитектура переносится и на оккупированные страны восточной Европы: в центре Варшавы появляется еще одна высотка по проекту автора здания МГУ Льва Руднева, а парадную Stalinallee в восточном Берлине застраивают неоклассическими зданиями.

Днем рождения послевоенного советского модернизма можно считать 4 ноября 1955 года, когда было опубликовано постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»; но разговоры об отказе от неоклассики начались уже после смерти Сталина, в 1953-м. Сталинский ампир не предназначался для решения накопившихся социальных проблем: роскошные неоклассические дома были жильем сугубо элитарным, и уже к концу сталинской эпохи больше половины жителей Москвы обитали в коммуналках и бараках. Жилищный кризис могли разрешить современные сборные дома из типовых элементов; к тому же партийному руководству нужно было отделить свой образ от событий предшествующей эпохи, и новая эстетика подходила для этого как нельзя лучше.

Судьба Дворца Советов отражает дух времени: в 1957 году от старого сталинского проекта окончательно отказываются, новое — уже модернистское — здание предлагают воздвигнуть на Воробьевых горах. Но у конкурса нет продолжения: вместо этого на территории Кремля полтора года тайно строят Дворец съездов на шесть тысяч делегатов. Здание открывается в октябре 1961 года XXII съездом КПСС: с трибуны открыто критикуют культ личности Сталина, а Хрущев торжественно объявляет о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Модернизм становится единственным официальным архитектурным стилем страны, и до сих пор российская городская среда — подчеркнуто модернистская: более половины зданий в стране построено в 1955–1991 годы.

Почему советский модернизм заслуживает нашей любви
Кремлевский Дворец съездов и Троицкая башня Московского Кремля, 1 июня 1959 года
ТАСС

Возвращение в международный контекст и использование зарубежного опыта не сделало профессию архитектора в СССР свободнее. В 1960-е годы создаются масштабные проектные институты, главная цель которых — ускорение и удешевление строительства с помощью использования типовых проектов зданий. Архитектура подчиняется строительной отрасли, и лишь особо важные постройки возводятся по индивидуальным проектам: советский модернизм — это и необычные авторские здания из фотоальбомов, и сотни безликих микрорайонов по всей стране.

Историю советского модернизма можно описать не только как серию зданий-побед, но и как череду поражений: в работу над значимыми проектами зачастую вмешивалась бюрократия (государство оставалось главным заказчиком), а сроки завершения строительства постоянно сдвигались из-за дефицита материалов и прочих трудностей плановой экономики. Так, ЦДХ, Палеонтологический музей в Коньково и Московский дворец молодежи строили по 20 лет, а экспериментальный район Северное Чертаново из-за чрезмерных расходов на Олимпиаду остался незавершенным (впрочем, это не помешало ему быть желанным местом для жизни в 1980-е годы).

В чистом виде советский модернизм просуществовал лишь до конца 1960-х годов: и утопический Дворец пионеров на Воробьевых горах, и просторный Новый Арбат символизируют период оттепели и веры в прогресс. После вторжения войск в Чехословакию в 1968 году идеологическое давление усиливается, архитекторы сменяют надежды на цинизм, а прежде аскетичная архитектура становится массивнее, тяжелее и даже помпезнее: между распахнутой стеклянной книжкой здания СЭВ и бруталистским сундуком Олимпийского пресс-центрана Зубовском бульваре не так уж много общего. В 1970-е годы в прежде интернациональных постройках начинают проявляться и национальные мотивы, а к концу эпохи брутализм перерастет уже в советский постмодернизм: таковы и «золотые мозги» Академии наук, и музей Ленина в Горках — настоящий древний храм, построенный великим Леонидом Павловым.

Как создавался ИНИОН?

История создания ИНИОН РАН на общем фоне выглядит как минимум благополучно. В 1970-е годы у метро «Профсоюзная» на юго-западе Москвы появился целый ансамбль научных зданий, и ИНИОН был лучшим из них. Проектирование библиотеки нового типа — закрытый институт должен был собирать и анализировать зарубежную литературу в области общественных наук — началось еще в 1960-е, а завершили строительство по проекту Якова Белопольского в 1974 году. Вопреки распространенному стереотипу, советский модернизм не был оторван от зарубежных аналогов — при создании комплекса Белопольский явно вдохновлялся творчеством Ле Корбюзье, Оскара Нимейера и Алвара Аалто.

У Белопольского получился яркий проект: два нижних глухих этажа — книгохранилища с новаторской системой доставки книг; поверх них — просторный и светлый читальный зал с ленточными окнами и сотнями зенитных фонарей в потолке (этот прием Аалто использовал в своей выборгской библиотеке 1935 года); перед библиотекой — бассейн с фонтанами, который работал как пассивная система кондиционирования и создавал образ парящего в воздухе здания. В 1973-м случился мировой энергетический кризис, нефтяные цены взлетели в несколько раз, и в СССР хлынул поток нефтедолларов — благодаря этому вся мебель и оборудование для библиотеки были куплены в Финляндии. «Очень модно» — так в двух словах можно было бы описать это здание.

Почему советский модернизм заслуживает нашей любви
Здание библиотеки ИНИОН РАН. 1 февраля 1978 года
Роман Денисов / ТАСС

Ирония ситуации, однако, заключалась в том, что даже эта передовая библиотека уже не поспевала за мировым развитием архитектуры. Пик интереса к модернизму на Западе пришелся на 1950-е и начало 1960-х годов. В 1966-м критик модернизма архитектор Роберт Вентури пишет книгу «Сложности и противоречия в архитектуре», которая открывает дорогу архитектурному постмодернизму. К началу 1970-х годов повсеместно наступает и разочарование в микрорайонах, а в Сент-Луисе сносят жилой комплекс «Пруитт-Айгоу», который за десятилетие из передового жилья превратился в гетто для бедных.

Что с советским модернизмом происходит сейчас?

Низкое качество строительства — бич СССР; добавьте к нему плохую эксплуатацию зданий в течение десятилетий, и вы получите современный неприглядный вид и плохое состояние советского модернизма. Само понимание того, что необходимо сохранить историческое наследие, появилось как реакция на радикальные архитектурные эксперименты 1960-х годов, но спустя полвека защиты требуют уже модернистские здания. При этом даже самые знаковые постройки лишены охранного статуса и могут быть утрачены.

Почему советский модернизм заслуживает нашей любви
Почему советский модернизм заслуживает нашей любви
Здание ИНИОН РАН в аварийном состоянии. 1 августа 2017 года
Андрей Любимов / агентство городских новостей «Москва»

Еще до пожара 2015 года ИНИОН РАН пришел в упадок: бассейн перед библиотекой стоял без воды с 1994 года, аварийный пешеходный мост закрыли, а в самом здании была испорчена гидроизоляция и не работала вентиляция — неудивительно, что причиной катастрофы стало банальное замыкание в проводке. Пострадавшую библиотеку могли бы попросту снести — как в нулевые снесли гостиницы «Интурист» и «Россия», не представлявшие с точки зрения московских властей никакой ценности, — но благодаря яростному заступничеству профессионального сообщества в последние два года здание Якова Белопольского все-таки будет восстановлено с минимальными изменениями (судьба же самого института пока неизвестна). Это важный прецедент, подтверждающий, что модернистская архитектура достойна сохранения и бережного использования. Впрочем, не единственный — с 2011 года Москва переживает «урбанистическую революцию» и бум обновления общественных пространств, и несколько успешных городских кейсов связаны именно с советским модернизмом.

В июне 2015 года в парке Горького открылось новое здание музея современного искусства «Гараж». Рем Колхас, самый влиятельный архитектор на планете и фанат советского модернизма, бережно очистил и сохранил руины построенного в 1960-е годы ресторана «Времена года», а после закрыл их фасадами из поликарбоната — получилось демократичное и функциональное пространство. «Величайшая ошибка всего движения за сохранение памятников — это стремление сохранить только великие и старые здания. Мы же хотим показать, что нужно сохранять не только ценное, но и повседневное», — сказал архитектор на открытии музея (это мнение разделяет не только Колхас: в этом году премию Миса ван дер Роэ выиграл проект реконструкции жилой многоэтажки в пригороде Амстердама). А в 2017 году завершилось обновление Даниловского рынка — за последние несколько лет необычный купол 1980-х годов привели в порядок, а помимо торговых рядов на рынке появился фудкорт с десятками кафе. В сознании почти любого выходца с постсоветского пространства модернизм неразрывно связан с недостатками советского быта, но и «Гараж», и Даниловский рынок создают очищенный от идеологии и позитивный образ этой архитектуры.

Почему советский модернизм заслуживает нашей любви
Sergey Norin / Flickr (CC BY 2.0)

Иногда и новое окружение может радикально поменять образ модернистского здания. Глухой сундук ЦДХ и Третьяковской галереи на Крымском Валу строился так долго, что морально устарел к моменту своего открытия: комплекс является ровесником парижского центра Помпиду (в 2008 году его даже хотели снести, чтобы построить новое здание Нормана Фостера, но горожанам удалось его отстоять). Создание пешеходной Крымской набережной, реконструкция «Музеона» и объединение его с парком Горького привлекли в это место тысячи людей, а сам «сундук» по духу превратился в пусть и большой, но парковый павильон. В 2020 году здание ждет реконструкция, над которой работают Рем Колхас и Владимир Плоткин.

На будущее советского модернизма можно было бы смотреть с оптимизмом, если бы не одно обстоятельство: интерес к этой архитектуре во многом москвоцентричен. Эта мода — и реакция на вычурный лужковский стиль, и следствие появившегося запроса москвичей на качественную городскую среду, который невозможен без интереса к городу, и поиск своей локальной идентичности в глобальном мире, и работа местных изданий, а также сильного архитектурного сообщества. Однако за пределами Москвы советский модернизм часто не изучен и не признан, а яркие здания приходят в упадок, радикально перестраиваются или бездумно сносятся. «Архитектура советского модернизма — предмет, не только не ставший национальным достоянием, но и рискующий им не стать вовсе», — грустно замечают в самом начале своего справочника историки архитектуры Анна Броновицкая и Николай Малинин.

Юрий Болотов


Источник →

Опубликовала Аленький Цветочек , 29.09.2017 в 22:27

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Хоранги ....
Хоранги .... 6 октября, в 01:38 Как по мне снести бы его, и на его месте построить что- то другое, относящееся к науке и образованию. Но тоже в стиле модерна, или хайтека
Позади ИНИОН делал объект "Адмирал-3" в 2008 году. Поэтому отлично знаю это место.
Здание должно вписываться в архитектуру общегородской застройки. Что было в 60-х годах, то прошло. Вокруг стоят 25-этажные здания того же ЖК "Новые Черемущки". "Адмирал-3" это один из его корпусов.
Если все восстанавливать в том виде, как это было в 1960х, то это здание просто потеряется. Поэтому, я считаю, что на месте снесенного ИНИОНа должно быть здание большей этажности. Но с оригинальной архитектурой, которая стала бы доминантой в окружающей застройке, а не белой вороной. И тем более заброшенным пустырем. Участок там просто шикарный.
По назначению- Дом технического творчества детей и молодежи с библиотекой. Никаких долбаных торговых центров!!! ДО Меги на Калужке по Профсоюзке рукою подать.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Курск-1968. Кровавая бойня

Курск-1968. Кровавая бойня

19 окт, 14:16
+2 3
Проедая советское прошлое

Проедая советское прошлое

19 окт, 07:14
0 1
Ленинские принципы устной пр…

Ленинские принципы устной пропаганды.

19 окт, 01:13
+10 37
Катастрофы во времена СССР

Катастрофы во времена СССР

18 окт, 15:14
+9 32
Такое детство…

Такое детство…

18 окт, 14:31
+2 0
Ни пяди украинской земли. Ка…

Ни пяди украинской земли. Как Сталин определял границы Польши

18 окт, 14:12
+14 6
Русская прима нацистского кино

Русская прима нацистского кино

18 окт, 14:08
+25 1
Что делали для фронта Ольга и Настя

Что делали для фронта Ольга и Настя

18 окт, 14:05
+2 0
Красавцы-линкоры: СССР проти…

Красавцы-линкоры: СССР против всего мира

18 окт, 14:02
+20 5
СТАЛИН: БЕСЕДЫ С ИДЕОЛОГАМИ

СТАЛИН: БЕСЕДЫ С ИДЕОЛОГАМИ

12 окт, 09:52
+17 12
ДОНЕЦКО-КРИВОРОЖСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ДОНЕЦКО-КРИВОРОЖСКАЯ РЕСПУБЛИКА

12 окт, 09:51
+9 9
КОДЕКС ЧЕСТИ ПАЦАНОВ СОВЕТСКИХ

КОДЕКС ЧЕСТИ ПАЦАНОВ СОВЕТСКИХ

10 окт, 11:25
+38 64
Тюрьма, расстрел и эмиграция…

Тюрьма, расстрел и эмиграция: как сложились судьбы министров последнего Временного правительства

8 окт, 12:59
+15 25
Как нам отмечать 100-летие О…

Как нам отмечать 100-летие Октября 1917 года

8 окт, 10:53
+149 232
40 лет "брежневской" Конституции

40 лет "брежневской" Конституции

7 окт, 12:33
+18 13
Красноармеец из Мичигана. Ка…

Красноармеец из Мичигана. Как отец американского посла немцев бил

7 окт, 11:28
+38 5
Обратной дороги нет. О том, …

Обратной дороги нет. О том, как было 30 лет назад

6 окт, 15:48
-65 110
"Синюшная курица" из семидес…

"Синюшная курица" из семидесятых или современный бройлер

6 окт, 12:07
+79 166
Этот юбилей достоин глубоког…

Этот юбилей достоин глубокого траура (Aftenposten, Норвегия)

6 окт, 11:38
-81 157
Тихий «бип» для человека, но…

Тихий «бип» для человека, но барабанная дробь для космонавтики — мировые СМИ вспоминают запуск «Спутника-1»

5 окт, 23:36
+5 1
Запомнить
Присоединиться

Сейчас на сайте

31061 пользователю нравится сайт cccp-2.su

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Яндекс.Метрика
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
Как нам отмечать 100-летие Октября 1917 года

Как нам отмечать 100-летие Октября 1917 года

Когда молчание не золото, а преступление перед собственной и мировой историей Виталий Третьяков Шествие, посвященное 99-й годовщине Октябрьской ре

Евгений Никитин 8 окт, 10:53
+149 232
В центре Москвы установили памятник Сталину. Видео

В центре Москвы установили памятник Сталину. Видео

Фото: ©L!FE В центре Москвы, в Петроверигском переулке, установлен бюст Иосифа Сталина. Он размещён на открытой сегодня Аллее правителей, организованно

✮IRENA ✮PLATOVA✮ 22 сен, 12:22
+148 503
О фундаментальном различии между СССР и Россией, или Что конкретно потеряли советские люди.

О фундаментальном различии между СССР и Россией, или Что конкретно потеряли советские люди.

«Труднее всего отвечать на тот вопрос, ответ на который очевиден» © Бернард Шоу. Последняя тема вызвала жаркую дискуссию, продолжающу

Хоранги .... 24 сен, 12:27
+131 609
Рассуждение о казаках в современной России

Рассуждение о казаках в современной России

В царской России, как известно, казаки были отдельным сословием. После революции они раскололись на красных и белых казаков. Во время Великой О

Хоранги .... 27 сен, 10:09
+93 98
"Синюшная курица" из семидесятых или современный бройлер

"Синюшная курица" из семидесятых или современный бройлер

Те, кто жил во времена СССР, наверное помнят на прилавках магазинов знаменитых советских кур. Были они довольно спортивного телосложения, с тонкой кожицей блед

✮IRENA ✮PLATOVA✮ 6 окт, 12:07
+79 166

Последние комментарии

АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
аналогично, я в стоп-листах на большинстве их сайтов!)
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ Катастрофы во времена СССР
Олег Самойлов
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
Олег Самойлов
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
Олег Самойлов
Псевдоним Псевдонимов
Дебил ты редкостный степкин !
Псевдоним Псевдонимов Курск-1968. Кровавая бойня
Олег Самойлов
Олег Самойлов
Олег Самойлов
А чО так? Страшна до такой степени?
Олег Самойлов "Синюшная курица" из семидесятых или современный бройлер
Олег Самойлов
Олег Самойлов
Вашу поправку принимаю безоговорочно! Вы - АБСОЛЮТНО ПРАВЫ!
Олег Самойлов Катастрофы во времена СССР
Сергей Ников
Правильная статья - это статья смертной казни.
Сергей Ников Курск-1968. Кровавая бойня
Владислав Малиновский
олег
Алексей Горшков
?
Алексей Горшков Красавцы-линкоры: СССР против всего мира
Мусин Т.В.
Отменно!!!!!!!!!
Мусин Т.В. Ленинские принципы устной пропаганды.
Валерий Столяров
Главный Маршал артиллерии.
Валерий Столяров Катастрофы во времена СССР
Александр Попов
Базара нет.
Александр Попов Проедая советское прошлое
Валерий Степкин