✮IRENA ✮PLATOVA✮ предлагает Вам запомнить сайт «CCCP»
Вы хотите запомнить сайт «CCCP»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

НАШ АДРЕС НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА, НАШ АДРЕС СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!

Большевики и церковь (по материалам съездов 1917-1924)

развернуть

Большевики и церковь (по материалам съездов 1917-1924)

При изучении резолюций съездов большевистской партии, меня заинтересовал вопрос антирелигиозной пропаганды. Дело в том, что есть такая часть православных граждан, которые настроены по отношению к большевикам не просто отрицательно, а с каким-то даже остервенением. Дескать, большевики – безбожники, а Ленин – чуть ли не антихрист во плоти.



Меня всегда интересовал вопрос: если большевики такие злодеи, какими их рисуют эти граждане, то как вообще что-то могло уцелеть? Ведь церковь не прекращала своего существования ни при Ленине, ни при Сталине, ни при Хрущеве и т.д.

Это вопрос из той же серии, как вопрос к гражданам, которые убежденно вещают, что большевики ничего не создавали, а только разрушали. Вопрос о том, откуда тогда взялось в огромных количествах современное вооружение, с которым красная армия встретила войска нацистской Германии?

Предлагаю провести небольшой экскурс в историю. Большевики ежегодно проводили съезд партии. Представители коммунистических ячеек съезжались вместе, чтобы обсудить текущее положение, выработать общую стратегию действий. Решения съезда – это решения всей партии, они обязательны к исполнению.

Давайте внимательно изучим материалы съездов большевиков на предмета антирелигиозной пропаганды.

Примечание: для тех, у кого нет времени изучать большие тексты – можете сразу переходить к пункту «Подведем итог».



На протяжении периода 1917-1918 вопрос об антирелигиозной пропаганде вообще не ставится на повестке съездов большевистской партии.



8 съезд партии Большевиков (март 1919)

Красиков
Конечно, необходимо, чтобы церковь как орган угнетения была лишена рабоче-крестьянским государством материальной опоры и всех привилегий, которыми она пользовалась для эксплуатации известной психологии масс. Но эта борьба не должна иметь ничего общего с той борьбой, которая иногда практикуется в смысле вульгарного радикализма, когда центр тяжести переносится на оскорбление самих религиозных верований. Поправку в этом смысле я и считаю нужным внести в комиссию.


Зиновьев
Мы знаем, что в уездах и на местах творятся такие чудеса, по сравнению с которыми самые большие дела наших крупных комиссаров кажутся детской игрушкой...
В некоторых уездах исполкомы запретили колокольный звон. Когда болгары страдали под игом турок, церкви были закрыты, у них создалось настроение ожидания колокольного звона как чего-то крайне близкого и важного для человека, как благовеста о свободе. Те исполкомщики, которые запретили колокольный звон, действуют так, как действовали дикари турецкой реакции. Они этим помогают попам и религии, как никто. Они добьются того, что мужики, которые наполовину были против попов и против колокольного звона, будут ждать колокольного звона как благовеста. Или же случалось, что закроют церкви и откроют кинематографы или как-нибудь иначе наступят на ноги местному населению. Вот где корень зла, вот против чего надо бороться. И смешно думать, что мы с этой некультурностью справимся в течение нескольких недель или месяцев путем десятка великолепных резолюций.

Осинский
Для нас теперь в Советской России, когда мы имеем целый ряд Советских республик, целый ряд побед рабочего класса, § 3 («федеративное объединение государств, организованных по советскому типу») имеет самое конкретное и злободневное значение. Ясное дело, что интересы нации, интересы языка, религии, культуры и т. д. мы ни в коем случае и ни при каких условиях подавлять не будем.

Из резолюции съезда
Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, а также к фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков, организуя для этого самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма.

Государственная школа должна быть совершенно отделена от какой бы то ни было религии, и всякая попытка контрреволюционной пропаганды под видом религиозной проповеди должна пресекаться.

Но Конституция Советской России признает полную свободу вероисповедания за всеми гражданами, и съезд обращает внимание на совершенную недопустимость каких бы то ни было ограничений этого права и даже тени насилия в вопросах религии. Лица, посягающие на свободу веры и богослужения для граждан всех вероисповеданий, должны быть подвергаемы строгому взысканию.



9 съезд партии Большевиков – ничего существенного по вопросу антирелигиозной пропаганды.



10 съезд партии Большевиков (март 1921)

Красиков.
Товарищи, поправка Московской конференции которую мы предлагаем и которая, конечно, впоследствии будет нами опубликована, касается вопроса очень больного в нашей мелкобуржуазной стране — вопроса религиозного. Вопрос религии, товарищи, в России имеет, как вы знаете, весьма важное значение. Но, тем не менее, этот «религиозный фронт» до сих пор у нас был немножечко в забросе. Всякие наши местные организации вели более или менее разбросанную, более или менее некоординированную агитацию и пропаганду в этом отношении. Определенного решения, определенных органов, которые бы взяли на себя эту весьма важную задачу, у нас, собственно говоря, нет.

Местные органы совершенно забрасывают этот вопрос, и таким образом получается колоссальнейший дефект, товарищи. Между тем, эта мелкобуржуазная стихия, которая сейчас выявляет свое лицо, она, конечно, ищет своей идеологии, своей политики и практики жизни. И где же она ее находит? Крестьянство ищет и находит себе руководство именно в старой или подновленной идеологии: христианско-поповской, баптистской, сектантской и т. д. Я обращаю на это ваше внимание, и вы, работающие на местах, конечно, знаете, что Советская Россия наводняется и затопляется сейчас такой литературой....
...буржуазия, несомненно, учуяла, что в религиозной идеологии, в этой привычной для крестьянина идеологии, она найдет великолепное орудие объединения всех мелкобуржуазных и кулацких элементов.
...
…несмотря на то, что вся наша тактика должна быть очень осторожной в религиозных вопросах, не возбуждая совершенно ненужного религиозного фанатизма, тем не менее, в определенный момент мы должны решительно сказать, что «религия — одно, а политика и экономика — другое», и всюду мы должны эти две плоскости строжайшим образом разделять.
...

Тут вы должны, конечно, выяснить и твердо выработать определенную линию, в какой мере и как вы, соблюдая пункты нашей программы о нестеснении религиозной свободы, должны поставить границы там, где этот флаг религии прикрывает определенные классовые интересы. И в этом направлении, мне кажется, такая работа должна быть поручена определенным учреждениям. В данном случае политпросвет именно и может явиться таким органом, через который мы должны координировать всю эту работу. В связи с этим политпросвету должна быть дана и другая, очень важная, соприкасающаяся с этой, задача, которая до сих пор по многим причинам никем не была выполняема. Это — распространение естественно-научных, естественно-исторических сведений среди
широких масс крестьянства.

Вы, конечно, знаете по опыту, что, как только вы разрушаете известную религиозную идеологию у того или иного человека, принадлежащего к трудящейся массе, у него прежде всего является колоссальный интерес к тому, чтобы получить мировоззрение научное для того, чтобы заменить свою старую религиозную науку новой наукой. И тут-то он останется без удовлетворения. Тут у нас полное отсутствие таких популярных книг, учебников, тех или иных гражданских катехизисов, руководств, пособий и полное отсутствие таких сочинений, которые распространяли и разъясняли бы, например, нашу науку, нашу коммунистическую мораль.

Ведь вопрос о коммунистической морали является колоссально важным. Вы слышали, как один весьма ответственный работник чуть ли нe со слезами на глазах выходил и говорил: «Мы говорим, но не делаем». Вы знаете, он напомнил мне одного сектанта, который мне сказал: «Да, коммунисты очень хорошо говорят, хорошо программы пишут, но не исполняют, и их личная мораль не соответствует их общественной морали». Ведь, в этом, собственно говоря, колоссальная драма и колоссальный дефект во всей нашей работе. Вы сами знаете, что на широчайших митингах, после великолепной вашей речи после того как вы великолепно разбили всех противников, вам из какого-нибудь угла кричат: «А такой-то комиссар ободрал такого-то крестьянина»; «такой-то продовольственный отряд на глазах у крестьян сожрал таких-то кур, зарезал барана»; «[такой-то] напился пьяным, бушевал и наделал много других вещей». «Вот ваши коммунисты!»
Поскольку у нас этот вопрос не освещен, поскольку этот вопрос игнорируется, постольку мы делаем огромнейшую ошибку. Каждый член партии должен быть прежде всего моральным человеком. Это невежество — думать, что коммунисту все позволительно. Тем не менее, такие коммунисты есть, они портят всю работу, и огромные наши плюсы анулируются этими минусами, которыми бьют простого человека в самое больное место. Когда коммунист будет самым этичным, моральным человеком, только тогда его теория будет приниматься всеми трудящимися, и не будут массы нуждаться в своей старой мелкобуржуазной идеологии и морали, которая как-никак известную дисциплину в жизни их им гарантирует, а перейдут в наши ряды и будут с нами составлять одно целое.

Из резолюции съезда
Одной из существенных задач Главполитпросвета является широкая постановка, руководство и содействие в деле антирелигиозной агитации и пропаганды среди широких масс трудящихся. Для этой цели Главполитпросвет должен, между прочим, сделать доступным самым широким массам естественно-исторические знания, путем издания журналов, книг, учебников, постановки систематических циклов лекций и использования для распространения этих знаний всех способов современной техники (фотокино и т. д.).



11 съезд большевиков (март-апрель 1922)

Шкирятов
Приведу пример Дербентской организации. Там одна из комячеек, состоявшая из мусульман, постановила праздновать пятницу. Если подходить к членам этой ячейки с нашим отношением к религии, то их надо было исключить, но это было бы неверно. Такой же осторожный подход в отношении религиозных убеждений практиковался и по отношению к членам партии из крестьян.



12 съезд большевиков (апрель 1923)

Зиновьев
Пара слов насчет антирелигиозной пропаганды. Мы на этом фронте зарвались, и даже очень. Не надо нам в таком большом количестве вести эту «антирелигиозную пропаганду». Я, товарищи, совершенно не понимаю, зачем нам нужно было агитировать, чтобы праздновали на Украине не воскресенье, а понедельник. Подумайте, что скажет на это украинский мужик. И нужна ли была эта агитация? Я решительно не вижу, зачем нам нужно было с пасхой так залезать вперед. Нам нужна серьезная марксистская антирелигиозная пропаганда, нам нужны серьезная школьная подготовка, серьезная работа в деревне и городах, соответствующее воспитание молодежи. Словом, в нашей работе нам нужно быть легче на поворотах и не дразнить крестьянина.
...
Я думаю, в этой области необходима гораздо большая осторожность, потому что нужно помнить о крестьянине, от которого очень и очень много зависит. Мы его воспитаем, но для этого требуются годы. Мы не отказываемся ни на йоту от атеистических взглядов, ни на йоту от Маркса, но мы должны помнить, что к этому вопросу необходимо подходить осторожно.

Из резолюции съезда

Революция расшатала религиозные предрассудки широких трудящихся масс, разоблачив контрреволюционную роль исторически сложившихся церковных организаций на службе капитала и помещичьего землевладения. Однако, пока еще революционный процесс не преобразовал экономику миллионов крестьянских хозяйств, продолжающих существовать в тех же условиях тяжелой зависимости от природы, в каких они находились в течение веков, пока в городах частнокапиталистические производственные отношения продолжают сохраняться и даже развиваться в условиях нэпа и пока наша школа и политико-просветительная работа еще не в состоянии обслужить трудящийся город, и в особенности деревню,— до тех пор расшатанные и подорванные жизнью религиозные предрассудки будут еще долго сохранять под собой почву. «Лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс,— гласит Программа партии,— повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков»...

При этом, как сказано в партийной программе, необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма. Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков. Одной из основных и насущных задач нашей партии в области антирелигиозной пропаганды и агитации является издание соответствующей литературы как научно-популярной, так и, в особенности, литературы, серьезно освещающей историю и происхождение религии. Констатируя значительные успехи в этой области, нужно, однако, подчеркнуть, что большинство выпущенной литературы не может удовлетворить массового читателя. Необходимо издание брошюрок и листовок, доступных для среднего рабочего или крестьянина, которые в понятной для него форме давали бы ответы на вопросы происхождения мира, жизни и сущности человеческих отношений, которые бы разоблачали контрреволюционную роль религии и церкви...

В системе развивающейся массовой пропаганды, которую применяет партия во все более и более широком масштабе, необходимо уделить особое внимание и место антирелигиозной массовой пропаганде в форме живых и понятных лекций, при тщательном подборе лекторов, с привлечением к чтению этих лекций специалистов, естественников, материалистов.

Необходимо по всей линии компросвещения ввести специальные курсы по происхождению, развитию и истории религии, религиозных верований, культов и религиозных церковных организаций, прорабатывая эти курсы в тесной связи с изучением человеческого общества и классовой борьбы эксплуататоров с эксплуатируемыми и с разоблачением многообразных фактических связей капитала с религиозной пропагандой.

Приступая к постановке систематической антирелигиозной пропаганды и агитации, как одного из действительных средств расширения партийного влияния на широкие трудящиеся массы, партия не должна забывать, что вся наша антирелигиозная агитация и пропаганда не сумеют затронуть народной толщи до тех пор, пока не сдвинется окончательно с мертвой точки работа по школьному просвещению трудящихся масс города и деревни в духе научного материалистического естествознания и пока значительное большинство деревенского населения будет оставаться неграмотным.



13 съезд большевиков (май 1924)

Калинин
Надо, чтобы агроном сделался крестьянским жрецом, и нужно агронома с его высот спустить в крестьянскую толщу. Можно ли чистую науку спустить в крестьянскую толщу? Можно. Ведь мы — Коммунистическая партия; у нас есть множество принципов, обоснованных строго научно. В то же время наша агитация делается понятной любому неграмотному рабочему. Я считаю, что и агроном должен своей верхушкой, своими научными достижениями подниматься вверх, а своими корнями опускаться в крестьянскую толщу. Я думаю, здесь должен поработать в практической работе, особенно
по налаживанию крестьянских праздников, тов. Анцелович. Он в Ленинграде великолепные праздники устраивал. Пусть он устроит ряд крестьянских праздников, отучит крестьян от попов, чтобы эти праздники сопровождались музыкой не хуже церковной, пусть облачение, ризы, костюмы всякие придумает не хуже,
чем там. (Смех. Аплодисменты.)
...
Калинин
По пункту 13-му тезисов о борьбе с религиозными предрассудками отозвался знаток этих вопросов тов. Степанов. Его подход, по-моему, — профессорский подход, а не политический. С ним можно согласиться, что этот пункт нужно сделать более ясным, чтобы он не давал возможности его так талмудистски понимать и на основе этого понимания выносить толкования, что он ограничивает пропаганду антирелигиозности исключительно материалистическим объяснением явлений природы и общественной жизни. Разумеется, это толкование неправильно. Предлагаемый способ пропаганды является только противопоставлением административным мерам воздействия, которые я считаю вредными. Ведь резолюция носит тактический характер. Мы не профессора, мы — политическая партия. Но этого мало. Если бы мы были только политической партией, мы могли бы позволить себе многое в религиозном вопросе. Если бы при царизме наш комсомолец вошел в церковь в шапке, это было бы большое революционное демонстративное действие, потому что всякий, находящийся в церкви, знал бы, что он рискует, что из церкви он пойдет в тюрьму, что он самоотверженно преследует политическую цель. Если же сейчас комсомолец с моим видом (смех) войдет в церковь в шапке, то это будет воспринято как озорство. Почему? Потому, что это безнаказанно проходит, а там, где безнаказанность, там озорство. Два человека одинаковой силы дают друг другу пинки — это есть игра; а если большой маленькому дает пинки, то посмотрите, что это: для большого это — игра, а для маленького... (Смех.) То же в религиозном вопросе.

У нас, у партии, власть, в наших руках аппарат принуждения, этого мы не должны забывать, и наши враги пользуются этим. Постольку, поскольку выступает партия, тут нет ограничений, тут должна быть самая жестокая критика и борьба с религиозностью. Ограничений нет, бороться надо. Тезис лишь говорит: уничтожить, как правило, административную советскую борьбу, чтобы сделать власть нейтральной, — и тут же говорится, что мы не являемся нейтралистами, как члены партии, как Коммунистическая партия в целом, хотя мы и не можем не являться нейтралистами, как органы власти. Здесь подход должен быть более тонкий, мы должны это строго различать. Мы вообще преследуем цель внедрить в крестьян неверие, но это неверие должно быть внедряемо другими мерами, другими способами. Поэтому можно первую часть тезиса оставить, не толковать так, как толкует ее Степанов, и вместе с тем надо уничтожить административные распоряжения.

Фактически требуется ли это? Вот, товарищи, циркуляр одного из укомов. Нельзя сказать, чтобы наши укомы уж очень были расположены к религии и очень ее защищали, но если укомом издается сдерживающий циркуляр, то, очевидно, уж только тогда, когда чувствуется в этом политическая необходимость. Вот тут написано, что Комаров 21 октября во время благовеста к богослужению, когда собирался народ, явился в церковь и потребовал от казначея узел с церковным облачением, который передал в драматический кружок для постановки спектакля, что вызвало возмущение среди крестьян, оскорбленных тем, что предметы церковного обихода употребляются на сцене.

Из резолюции съезда
Необходимо решительно ликвидировать какие бы то ни было попытки борьбы с религиозными предрассудками мерами административными, вроде закрытия церквей, мечетей, синагог, молитвенных домов, костелов и т. п. Антирелигиозная пропаганда в деревне должна носить характер исключительно материалистического объяснения явлений природы и общественной жизни, с которыми сталкивается крестьянин. Разъяснение происхождения града, дождя, грозы, засухи, появления вредителей, свойств почвы, действия удобрения и т. п. является наилучшим видом антирелигиозной пропаганды. Центром такой пропаганды нужно сделать школы и избу-читальню под руководством парторганизаций.

Особо внимательно необходимо следить за тем, чтобы не оскорблять религиозного чувства верующего, победа над которым может быть достигнута только очень длительной, на годы и десятки лет рассчитанной работой просвещения. Такое осторожное отношение особенно необходимо в восточных республиках и областях.

...Наконец, в области политических кампаний в истекшем году имела исключительно крупное значение кампания по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим. Эта кампания развернулась в политическую борьбу внутри церкви, где вопрос о передаче церковных ценностей для помощи голодающим вызвал раскол и разделение, с одной стороны — на открытых и упорных врагов Советской власти, пытавшихся в ряде случаев организовать противодействие советским органам, и на сторонников поддержки Советской власти и обновления самой церкви. Обновленческое движение в церкви, нашедшее себе наиболее широкий размах в организации так называемой «живой церкви», до сих пор ведет небезуспешную борьбу со старым духовенством. Предстоящий церковный собор должен показать, насколько прочно обновленческие стремления проникли в широкую массу православного духовенства. Борьба внутри церкви вокруг церковных ценностей вскрыла вместе с тем перед широкими массами контрреволюционную природу церкви на многих примерах.



Подведем итог.

1. 1917-1918 большевики на съездах вообще не уделяют внимание антирелигиозной пропаганде.

2. 1919: Красиков и Зиновьев осуждают перегибы на местах в борьбе с религией.
В резолюции съезда сказано, что партия ведет антирелигиозную пропаганду, однако необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма.

Более того, отдельно в резолюции указано: Конституция Советской России признает полную свободу вероисповедания за всеми гражданами, и съезд обращает внимание на совершенную недопустимость каких бы то ни было ограничений этого права и даже тени насилия в вопросах религии. Лица, посягающие на свободу веры и богослужения для граждан всех вероисповеданий, должны быть подвергаемы строгому взысканию.

3. 1920: ничего существенного.

4. 1921: Красиков говорит, что «религиозный фронт у нас немножечко в забросе», и что необходимо пресекать попытки различных антисоветских групп действовать под прикрытием церкви.
несмотря на то, что вся наша тактика должна быть очень осторожной в религиозных вопросах, не возбуждая совершенно ненужного религиозного фанатизма, тем не менее, в определенный момент мы должны решительно сказать, что «религия — одно, а политика и экономика — другое», и всюду мы должны эти две плоскости строжайшим образом разделять.
На этом же съезде Красиков предлагает вопрос антирелигиозной пропаганды возложить на главполитпросвет, и осуществлять путем широкой пропаганды научных знаний. Это предложение принято и зафиксировано в резолюции съезда.
Также Красиков говорит, что большевистская пропаганда будет результативна только в том случае, когда каждый коммунист будет образцом морали:
Когда коммунист будет самым этичным, моральным человеком, только тогда его теория будет приниматься всеми трудящимися, и не будут массы нуждаться в своей старой мелкобуржуазной идеологии и морали

5. 1922: Шкирятов подчеркивает, что необходим осторожный подход к коммунистам-мусульманам из южных республик, также осторожно, как и к религиозным убеждениям членов партии из бывших крестьян.

6. 1923: Зиновьев снова ставит вопрос о перегибах на местах.
В резолюции к съезду сказано:
как сказано в партийной программе, необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма. Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков.
В резолюции к съезду приведен план постановки антирелигиозной пропаганды. Наиболее важные пункты:
- Школьное просвещение.
- Живые лекции от специалистов-естественников, материалистов, пропаганда научных знаний (в противовес предрассудкам).
- Изучение вопроса истории происхождения религии.

7. 1924 год: съезд проводится в мае, Ленина уже нет в живых.
Калинин осуждает административно-властный способ борьбы с религией.

В резолюции съезда подчеркивается:
Необходимо решительно ликвидировать какие бы то ни было попытки борьбы с религиозными предрассудками мерами административными, вроде закрытия церквей, мечетей, синагог, молитвенных домов, костелов и т. п. Антирелигиозная пропаганда в деревне должна носить характер исключительно материалистического объяснения явлений природы и общественной жизни, с которыми сталкивается крестьянин. Разъяснение происхождения града, дождя, грозы, засухи, появления вредителей, свойств почвы, действия удобрения и т. п. является наилучшим видом антирелигиозной пропаганды. Центром такой пропаганды нужно сделать школы и избу-читальню под руководством парторганизаций.
Особо внимательно необходимо следить за тем, чтобы не оскорблять религиозного чувства верующего, победа над которым может быть достигнута только очень длительной, на годы и десятки лет рассчитанной работой просвещения.

С другой стороны, в это же время проводилась кампания по изъятию церковных ценностей для нужд голодающих.. В резолюции указывается, что кампания по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим привела к расколу в церкви на противников и сторонников советской власти (сторонники обновления церкви).

* * *

Вывод

В период 1917-1924 при живом Ленине практически на всех съездах, где поднимался этот вопрос, большевики постоянно остужают горячие головы, осуждают перегибы на местах, запрещают коммунистам оскорблять чувства верующих, запрещают использовать административный ресурс, чтобы закрывать церкви. Большевики говорят о том, что с предрассудками нужно бороться путем просвещения, пропаганды научных знаний, и считают, что окончательное освобождение от предрассудков произойдет через десятки лет.

Перегибы на местах были, и наверняка можно найти немало случаев, когда верующих людей обижали. Но отношение к этим перегибам отражено в резолюциях к съездам. Т.е. перегибы не были сознательно выстроенной системой.

Вообще, надо сказать, вопросам антирелигиозной пропаганды в этот период большевики уделяли достаточно скромное внимание. У них других забот хватало. Единственный более или менее серьезный эпизод, рассматриваемый на съездах - это кампания по изъятию церковных ценностей.

Напомню эту историю: в стране свирепствовал голод, а продовольствие зарубежом можно было приобрести только за золото. В истории России бывали прецеденты, когда церковь в тяжелые для страны годы жертвовала накопленные ценности на нужды народа. Советская власть предложила церквям скинуться на нужды голодающих – для закупки продовольствия зарубежом. Часть церквей действительно скинулась, но большая часть приходов предпочли утаить ценности, и ограничились очень скромными пожертвованиями. Тогда советская власть проводит кампанию по изъятию церковных ценностей, соответствующим образом комментируя отказ церквей от пожертвований в прессе.

Можно по-разному интерпретировать этот эпизод, но я напомню, что бывали такие прецеденты в истории. Вспомним Петра Великого, который церковные колокола переплавлял в пушки (а в то время железо стоило очень дорого).

Нельзя преуменьшать значение антирелигиозной пропаганды, местами она была весьма злой. Но и преувеличивать тоже не стоит. Материалы съездов показывают, что большевики не были антирелигиозными фанатиками. Потом - да, всякое бывало, но получается так, что пока Ленин был жив антирелигиозная пропаганда в партии имела строго очерченные рамки.

Есть такая мысль, что, возможно, большевикам вместо конфронтации стоило попробовать выстроить диалог с церковью - хотя бы с той ее частью, который были близки гуманистические идеалы коммунизма. Ведь позже во многих странах не было конфликтов между людьми верующими и коммунистами. Например, в Венесуэле социалисты во главе с Уго Чавесом пришли к власти опираясь на религиозные общины, исповедующие теологию освобождения – это в буквальном смысле верующие коммунисты.

BUREVESTN1K


Опубликовала ✮IRENA ✮PLATOVA✮ , 17.06.2017 в 15:35

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Алексей Т.
Алексей Т. Владислав Малиновский 18 июня, в 22:34 Ты читай историю Р.И ,и тогда не будешь как клоун смешить весь инет.
-------------------------------------------
Иди-иди, животное. Трахни своего кота под хвост. Это единственное что у тебя возможно получится... Хотя далеко не факт что он тебе даст. :-D



=Ведь Российская империя хоть и отставала от Америки но жила гораздо лучше сем при красножопых большевиках=
----------------------------
В понимании долбоебов именно так и было.


Когда крестьяне ковыряли землю деревяной сошкой, как при Иване Грозном, не имея финансовой возможности купить железый плуг. В отличии от советских колхозников, получивших от государства трактора и комбайны.


Когда детская смертность достигала 30%, т.е. каждый третий младенец умирал не дожив до 1 года, в то время когда даже в Сербии детская смертность не превышала 18%.


Когда школы посещали только 30% детей в возрасте от 8 до 12 лет, в отличии от обязательного среднего образования за государственный счет при советской власти.


Когда средняя продолжительость жизни насления не превышала 30,3 года (в 1940 году - 40,5 лет) - это значит что население Российской империи жило лучше чем при большевиках.


Во всяком случае в этой уверены откровенные дебилоголовные уебки, которым в башку насрано так, что они не в состоянии оценить кардинальные изменения в жизни крестьян, которые они получили от советской власти.
Текст скрыт развернуть
0
Владислав Малиновский
Владислав Малиновский Алексей Т. 18 июня, в 23:14 Леша темнота ты беспросветная,да учи же историю того периода. Да весь мир жил не на много лучше России,ведь уровень такой был в начале развития 20го века. Ну какой же ты тупой. Россия как бы там не было ,прирастала как в людских ресурсах так и экономически. Ты почему такой тупорылый и не видишь явного. Ведь при большевиках в России , таких потрясений не было ни в одной стране мира ! Ты откуда такой долбоеб,тебя что в детстве так часто роняли ? Неужели ты не в состоянии прочитать и усвоить то что я тебе дал. Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. Владислав Малиновский 19 июня, в 07:33 Да весь мир жил не на много лучше России
------------------
Ага. Только средняя продолжительность жизни населения европейских стран и САСШ состалял порядка 50 лет и детская смертность не превышала 18%.
Одного этого достаточно понять что ты - тупой невежественный мудак, с засраными либерастическо-неомонархической пропагандой мозгами.
Так что иди на хуй, недоделаная личинка недочеловека.
Текст скрыт развернуть
-1
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров 18 июня, в 00:09 Текст скрыт развернуть
-1
Лев Светозаров
Лев Светозаров Сергей Гончаров 18 июня, в 10:25 Коммунистическая пропаганда! Старая коммунистическая "песня"! Текст скрыт развернуть
-4
Александр Великанов
Александр Великанов Сергей Гончаров 18 июня, в 19:06 Сталин ушел из Кутаисской духовной семинарии вместе со своим дружком греком Григорием Гурдживым, который в свое время сочинил родословную, что потомок Константина Палеолога последнего византийского императора. Два друга вылетели из семинарии за участие в тайном манихейском братстве "Симург" созданного в Кутаиси заезжим проповедником курдом изидом. С марксизмом и марксистами в Кутаиской семинарии не был знаком только наверное её ректор, так что двух семинаристов, которые с с начала обучения проявили задатки хороших будущих духовных наставников за посещение марксистких кружков выгонять ни кто не стал, а вот членов мистической анти христианской секты не могли не выгнать. Идеи братва "Симург"сильно совпадали с идеями революционеров, поэтоу два друга которых за манихейскую ересь выгнали из семинарии быстро подружились с революционерами. В манихейской секте Сталин познакомился со взглядами персидского жреца зороастриста манихея Моздака первым выдвинувшем идею казарменного коммунизма. Моздак правил в Иране 40 лет и кончил очень худо, Разгневанные его порядками уравнительного коммунизма персы закатали его в пустыне вместе с ближайшими соратниками вниз головой. У Джугашвили дед был Осетин- крещенный северный перс у которых отношение к Маздаку несколько иное чем у Иранских персов и эти идеи ему были очень близки и он захотел быть русским моздаком, только чтобы не враги его закопали, а он их. Если его друг Григорий стал балетмейстером, а потом и крупным манихейским проповедником водившим дружбу со многими крупными масонами, Сталин стал профессиональным революционером, но не материалистом , а тайным манихеем моздакистом. Во время того когда находясь на легальном положении был главным редактором большевистской газеты "Правда" семинарский друг Гурджиев ввел его в члены масонской ложи "Великая Астрея" где возможно встечался с другим манихеем ставший также масоном Григорием Распутиным. Не зависимо от того в каком братве состоит манихей для него другой манихей любиный брат хоть и различие между их братвами сильнее чем между православными и протестантами. Взаимодействие между Распутиным и революционерами вполне могло осуществлятся через масонскую ложу и Сталина. Как и всякий порядочный манихей Сталин ненавидел еврейство как вероучение, но терпимо относился к ним как к людям, поэтому у него и сложилось такое отношение со старой большевицкой гвардии, для которой он был свой чужой из масонской ложи. Если для православных священников монархистов масоны Распутин и Сталин святые, то они не священники и не православные, еретики масонские магистры с чем их и автора поста поздравляю. Текст скрыт развернуть
0
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров Лев Светозаров 18 июня, в 19:22 Может и песня,зато правдивая!!! Текст скрыт развернуть
0
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров 18 июня, в 01:09 Не надо путать времена жида Троцкого и русского Патриота Сталина!!! Текст скрыт развернуть
3
Лев Светозаров
Лев Светозаров Сергей Гончаров 18 июня, в 10:18 Оба они одним дерьмом мазаны! Текст скрыт развернуть
-4
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров Лев Светозаров 18 июня, в 19:25 Троцкий да,а Сталин спас Россию от таких как троцкий,тому есть много доказательств,в том числе и в литературе,чаще читать такие книги надо,а не слушать болтунов из единой россии!!! Текст скрыт развернуть
0
Лев Светозаров
Лев Светозаров Сергей Гончаров 19 июня, в 12:17 Вот и видно что ты только одни советские книжки читал! Такого "спасателя" - как Сталин можно сравнить только с Гитлером! Разница только в том что Сталин уничтожал свой народ, а Гитлер чужой народ! Текст скрыт развернуть
-1
Александр Зотов
Александр Зотов 18 июня, в 05:05 Религия –religare (религаре) (лат.)- соединитель. Соединитель в единое представление о мире материального и духовного в познании истины и отношений природы и Человека(мужчина +женщина). Где отношения людей(мужчины и женщины)основаны на Любви(чувственно-сознательное отношение между мужчиной и женщиной с целью создания семьи и продолжения рода)и веры в единого Бога Творца(движение материи во всех ее(Его)проявлениях)всего сущего, которого никто никогда не видел, но Он(она-материя) многолик(бесчисленное количество форм проявления движения материи). Где Сын Его(Человек)созданный Богом(вечно движущейся материей в взаимопереходящих формах(ликах)породившей Дух(со-знание)способный познавать Бога( движущую материю в «себе»и «для нас»),но не способного создавать самое материю ибо сам является Его плотью(Бога=материи, не чувственной), но отличаемый Духом Святым(живым, чувственным, истинным= точно отражающего(тождественного) действительность, практику)что кардинально отличает его от неживой материи тела(движение неорганической и органической-неживой),которая совершает движение по спирали переходя из одного состояния движения материи в другое, но в рамках «закономерного хаоса»(в рамках бесконечного пространства движения материи),согласно физического закона термодинамики(от горячего к холодному), где в противовес ему Дух Человеческий (живая материя)имеет возможность движения в любых направлениях, против закона термодинамики, Он(Дух=Святой Дух=истинные знания,выраженные в законе) часть Бога всеобщего неживого(физического), но Бог живого Святого Духа( способность познания самое себя в Боге(самосознание,самопознание) способного использовать часть материального движения неживой,живой материи для себя(приспосабливаться и приспосабливать движение материи для себя). Только Духу Святому(истинные знания о Боге(движении материи, выраженные в законах)дают опору в преодолении пространства и времени. Библия-это притча- философское учение, выраженное в живых человеческих образах для отражения движущейся материи и Духа Святого(сознания животных и Человеческого разума, отраженные в движении живого вещества и в общественном бытие(исторический способ материального и духовного производства общества ,и где высшей формой которого наступает эра Ноосферного мышления,где религией станет общественное бытие, основанное не на частной собственности, а на общественной Земной, всеобъемлющей, базой для покорения мирового пространства и расселения Человека с планеты Земля, который сможет его покорить если сохранит самоЁ живое вещество планеты и сможет его перенести на другие планеты. Только при этих условиях возможно вечное бытие Духа Человеческого, который неразрывно связан пуповиной живого вещества планеты Земля, которое порождено Богом- всеобъемлющим движением "неживой"материи(читай цитату Фейербаха о жизни). Отделяйте философское учение, изложенное в библии(религии)от поповщины. Бог един(материальность мира в его движении), но многолик(переходы форм движения). Единство его в способе сосуществования движении материи( относительного покоя и кинетического движения), порождающий живую материю и Сознание, основанного на чувственном созерцании и отражении Бога неживого, где единственной религией является Любовь земная в продолжении рода и неземная в воспроизводстве Духа Святого(истинные знания о неживом Боге- движения материи.
Философия=Религия- есть единство Бога, Сына и Святого духа. Познание Бога(материи) через одухотворенные(человеческие) образы(категории) и через сухие формулы закона- единая суть познания бытия во времени. Материальность мира- его единство. Движение(переход) материи- есть противоречивое единство. Познание Бога( движения материи=мира,субстанции)есть вечное приближение к истине Сына(полу Бога) к тайнам самого Бога(Отца) . Познание истины возможно, но стать Богом(движущейся материей или создать материю)не возможно .Создать Человеку "перпетум мобиле" не возможно(бесконечность движущейся материи). Это посильно только Богу( данности движение материи в бесконечном пространстве(во всех направлениях)) т.к.только свойство бесконечности материального мира дает свойство бесконечности пространства, которое выражается в бесконечном «падении в никуда»(движении материи-превращении одного вида движения в другое по закону закономерного хаоса). Движение материи порождает время(биологическое-относительное-человеческое), бесконечное движения материи в бесконечном пространстве отрицает время как таковое т.к.нельзя найти точку отсчета движения(синтез или распад) и подсчитать количество циклов движении,которые происходят по закрученной спирали бесконечного пространства. Движение материальных тел порождает пространство, а бесконечное движение материи уничтожает понятие пространства, ибо любая точка бесконечного пространства материальна. Абстракции пространства и времени в бесконечности исчезают. Они "материализуются" в остановленном миге движения материи. Бесконечное движение их "уничтожает". Движение материи остановить и увидеть нельзя(это свойство поля, которое порождается движением взаимодействия двух взаимопроникающих(переходящих в друг друга материй –потенциальной(ядра) и кинетической(электрона) . Это есть Бог. Но ощутить часть его движения можно.Но увидеть поле непосредственно органами чувств, которое не имеет массы(Ноль) невозможно. Вы спросите, нужна ли наука философия = религия = соединитель всех наук?
Философия-наука о всеобщих закономерностях движения материи, живого вещества, общественного бытия и общественного сознания, сознания Человека и его мышления в пространственно-временных рамках Земли и Космоса, законы которой выражены в наиболее общих фундаментальных понятиях отражающих существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания (философских категориях), опирающаяся на законы, реальные теории естественных наук, научные интуиции, формирующая идеологию и систему взглядов на окружающий мир с целью реальной приспособляемости (продолжения рода) Человеческого сообщества к окружающей действительности. (из философской работы"Философия любви". В данной работе на основе 3 законов Гегеля, научной материалистической, диалектической философии, Библии, выведен всеобщий 4 закон Гегеля(закон объединяющий все 3)-закон ОТРАЖЕНИЕ-ОТРАЖЕНИЯ. Закон отражающий и отраженный все движение не живой материи ,в самой себе, превращаясь из «нечувственной» в «чувственную» материю.(Спор Деламбера о Яйце.). Тождество научной философии и теологии триединства Бога( Отец = самое движение материи во всех формах бесконечного пространства)-Сына( движение живой материя, на Вершине которого Разум Человеческий= Святой Дух(истинные знания о Его Творце -Боге, что тождественно законам бытия, выраженные в законах, подтверждаемые практикой. Таким образом научные абстракции тождественны теологическим и не противоречат друг другу. Абстракции Теологии одухотворены живыми человеческими образами ,выраженные в притчах.
Текст скрыт развернуть
0
Ирина
Ирина 18 июня, в 07:41 Все религиозные фанатики и их "пастыри " не способны объяснить ЗАЧЕМ они так нагло ,нахраписто ,насаждают религию ,от которой никогда ,ни в дореволюционной России ,ни в захваченных ими республиках СССР,ни от них самых , не было никакой пользы стране и народу , а вреда и убытков много . Текст скрыт развернуть
4
Ирина
Ирина Лев Светозаров 18 июня, в 13:36 Вот ,что и требовалось доказать . Враги коммунистов 30 лет после захвата ими СССР упорно навязывают что-то или кого-то стране и народу ,но не способны ответить ЗАЧЕМ . Текст скрыт развернуть
0
Лев Светозаров
Лев Светозаров Ирина 19 июня, в 12:21 А никакого захвата и не было! Просто народ не вышел спасать коммунистическую власть - когда она рухнула в один миг! Текст скрыт развернуть
-1
Ирина
Ирина Лев Светозаров 19 июня, в 13:07 Вот именно ,и клеветой на коммунистов ,как единственным у вас за 30 лет оправданием захвата вами СССР ,и трусливым отбрыкиванием от ответственности за захват вами СССР и всего ,что вы сотворили с бывшими республиками СССР и их народами ,вы враги СССР и советского народа ,сами доказали ,что захватили СССР с преступными целями ,как оккупанты и колонизаторы . Текст скрыт развернуть
1
Катерина
Катерина Лев Светозаров 20 июня, в 15:22 Лева, поясни...Зачем вы-попы нужны? Текст скрыт развернуть
1
Лев Светозаров
Лев Светозаров Катерина 21 июня, в 07:14 Для того чтобы из вот таких идиоток как ты делать нормальных и порядочных людей! Текст скрыт развернуть
-1
Ирина
Ирина Лев Светозаров 21 июня, в 10:01 Мдя ,какие вы ,религиознутые , "высокодуховные " и "добрые ", прямо как шпана в подворотне . Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 350
Комментарии Facebook
Как товарищ Берия вышел из д…

Как товарищ Берия вышел из доверия. Арест палача Сталина

26 июн, 12:10
-5 8
Коккинаки сказал – Коккинаки сделал

Коккинаки сказал – Коккинаки сделал

25 июн, 15:41
+19 5
Первая многодневная воздушна…

Первая многодневная воздушная операция за границей СССР

25 июн, 15:38
+25 6
Первый десант Великой Отечественной

Первый десант Великой Отечественной

24 июн, 11:59
+25 5
Самый главный Парад Победы

Самый главный Парад Победы

24 июн, 11:57
+23 7
Опрос: Сталин мог бы победит…

Опрос: Сталин мог бы победить Гитлера и без помощи союзников

24 июн, 11:41
+37 141
Так начиналась война: Минист…

Так начиналась война: Министерство обороны опубликовало уникальные исторические документы

22 июн, 16:09
+19 26
«К затяжной войне Германия н…

«К затяжной войне Германия не готовилась»: какие цели преследовал Гитлер, напав на СССР

22 июн, 12:03
+17 2
ЛЕНИН И РАСПАД

ЛЕНИН И РАСПАД

22 июн, 00:07
-21 88
Белогвардейцы в советском ки…

Белогвардейцы в советском кино. Правда и мифы о героях Гражданской войны

22 июн, 00:00
-4 23
За десять дней до войны

За десять дней до войны

19 июн, 13:24
+16 115
Евгений Спицын: Сравнение 90…

Евгений Спицын: Сравнение 90-х с войной – это не фигура речи

18 июн, 10:16
+26 56
Советский триумф в Сирии 1982-84 гг

Советский триумф в Сирии 1982-84 гг

18 июн, 10:15
+16 5
Венгрия: как убивали коммунистов 18+

Венгрия: как убивали коммунистов 18+

18 июн, 08:55
+9 27
Большевики и церковь (по мат…

Большевики и церковь (по материалам съездов 1917-1924)

17 июн, 15:35
+17 350
МОМЕНТ ИСТИНЫ КРАСНОЙ АРМИИ

МОМЕНТ ИСТИНЫ КРАСНОЙ АРМИИ

16 июн, 21:42
-8 58
Путин сообщил о сложном отно…

Путин сообщил о сложном отношении к Сталину

16 июн, 07:49
+18 224
Как немцы компенсировали уще…

Как немцы компенсировали ущерб СССР после войны

16 июн, 00:30
+14 58
Не только Гоша: жизнь и глав…

Не только Гоша: жизнь и главные роли Алексея Баталова

15 июн, 19:13
+11 2
Алексей Баталов. Уйти, чтобы…

Алексей Баталов. Уйти, чтобы остаться

15 июн, 19:00
+15 7
Запомнить
Присоединиться

Сейчас на сайте

31136 пользователям нравится сайт cccp-2.su

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Яндекс.Метрика
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
Цена Победы

Цена Победы

Любим мы спорить. Умеем мы спорить. Иногда спорим о вещах пустых и совсем неважных, до хрипоты надрывая свои речевые аппараты. Но бывают моменты, когда спор з

Ольга Басурова 6 июн, 20:27
+105 69
Таможенник Верещагин, он же штабс-капитан Михаил Поспелов

Таможенник Верещагин, он же штабс-капитан Михаил Поспелов

Прообразом таможенника Верещагина был реальный человек – офицер-пограничник Михаил Дмитриевич Поспелов. Сценаристы списали с него героя, а режиссер сделал даже

Ольга Басурова 6 июн, 20:26
+75 21
Гойко Митичу 77! История главного «советского индейца»

Гойко Митичу 77! История главного «советского индейца»

Югославскому актеру, воплотившему легендарные образы Чингачгука и Ульзаны, исполняется 77 лет. В 60-х годах в советском кинопрокате

Gojko Mitic (Гојко Митић) 14 июн, 20:38
+72 18
Тут всё моё, и мы оттуда родом

Тут всё моё, и мы оттуда родом

Есть древняя индийская притча о слепых, пытавшихся узнать, что такое слон. Каждый из них ощупал какую-то одну часть и, на основании этих впечатлений, состави

Ольга Басурова 9 июн, 19:56
+55 36
Просто Шурик. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Александра Демьяненко

Просто Шурик. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Александра Демьяненко

Александр Демьяненко. Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Александра Демьяненк

✮IRENA ✮PLATOVA✮ 30 май, 16:32
+52 21

Последние комментарии