✮IRENA ✮PLATOVA✮ предлагает Вам запомнить сайт «CCCP»
Вы хотите запомнить сайт «CCCP»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

НАШ АДРЕС НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА, НАШ АДРЕС СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!

Лето 1942-го: Второй фронт, которого не дождались

развернуть

Почему западные союзники не пришли на помощь СССР в ходе битвы за Сталинград

Александр Евдокимов

Лето 1942-го: Второй фронт, которого не дождались

Сталинградская битва, 1942 год (Фото: Вольф Гальперин/ТАСС)

75 лет назад, в июле 1942 года, началась Сталинградская битва. Немцы стремительно рвались к Волге. Судьба страны висела на волоске.

В дни тяжелейших оборонительных боев Сталин обратился к союзникам по антигитлеровской коалиции с просьбой об открытии Второго фронта. Дело было не только в неуверенности в исходе великой битвы между Доном и Волгой, хотя чаша весов действительно временами очень опасно колебалась, особенно когда гитлеровцы ворвались-таки в Сталинград.

Главная причина несвойственного сталинскому характеру обхаживания западных союзников была в другом. Иосиф Виссарионович понимал, что победа может быть достигнута только ценой немалых потерь, материальных, а самое главное, людских. Понимали это и руководители других стран антигитлеровской коалиции. Но по целому ряду причин протягивать руку помощи не спешили. И вот почему.

Стремление по максимуму измотать Советский Союз

Кто-то, возможно, скажет, что это не только первая, но и единственная причина отказа от высадки в Нормандии летом 1942 г. Но это неверно, были и другие основания, но то, что союзники хотели максимально обескровить СССР, — очевидно.

В отличие от гитлеровцев, Великобритания и США лучше оценивали потенциал Красной армии. Они ведь знали, сколько сами направили по ленд-лизу техники, примерно представляли мощный потенциал советской экономики, когда после эвакуации на восток она заработает на полную мощность.

Поэтому хладнокровно смотрели, как наши воины захлебываются кровью в окопах Сталинграда. Не заставила их поторопиться и нацистская тактика выжженной земли, когда в оккупации, в плену, в гитлеровских концлагерях погибали миллионы ни в чем не повинных людей. Ни уговоры Сталина, ни роскошные приемы, которые он устраивал в честь приезда высоких гостей от союзников, несмотря на тяжесть военной обстановки, не заставили их изменить позицию.

Впрочем, и не могли заставить, ведь не для того они столкнули двух главных проигравших в Первой мировой войне. Не для того взращивали в Германии коричневую чуму нацизма, поддерживали бесноватого Гитлера и его режим, согласились на раздел Чехословакии в Мюнхене в 1938 г. И не для того отказывались подписывать договор о коллективной безопасности со Сталиным и не спешили помочь польской армии в 1939 г. Западу важно было измотать СССР. Советский Союз должен был понести тяжелые потери, сильно ограничивающие его возможности в послевоенный период.

А если бы высадка состоялась, условно говоря, 6 июня 1942 г., а не 6 июня 1944 г., значительную ношу западные союзники взвалили бы на себя. Войска западной коалиции наверняка понесли бы большие потери. А это в планы Вашингтона и Лондона не входило. Поэтому и ограничивались войска США и Великобритании незначительными операциями.

Силы Вермахта в 1942 г. были еще далеко не на исходе

На легендарную операцию высадки в Нормандии «Оверлорд» войска западных союзников решились только тогда, когда исход войны уже не вызывал никаких сомнений. Советская армия, сломав хребет Вермахту в ходе Сталинградской и Курской битв, уже стучалась в ворота Третьего рейха, готовясь к операции «Багратион».

А вот в 1942 г. обстановка была совершено иная — вероятность победы фашистской Германии наверняка всерьез рассматривалась стратегами в Лондоне и Вашингтоне, несмотря на все комплименты РККА по итогам грандиозного контрнаступления под Москвой. В этой ситуации бросать еще не вполне готовые части в бой на оккупированной территории Франции было рискованно — мог повториться Дюнкерк 1940-го года только в еще более крупном масштабе и с куда более серьезными последствиями. Поэтому лидеры союзных держав ограничились лишь обещаниями и поставками по ленд-лизу. Хотя только угроза внезапного вторжения партнеров по антигитлеровской коалиции вполне могла заставить гитлеровцев держать как можно больше частей в оккупированной Франции.

На деле германское командование, похоже, было абсолютно уверено, что никакого союзного десантирования летом 1942 г. не будет. Во всяком случае, серьезного. И поэтому, как несколькими месяцами ранее, когда наша Ставка смогла перебросить к Москве сибирские дивизии, Гитлер, недолго думая, отправил на Восток значительную часть своих резервов.

Собственно, стратегическая наступательная операция Вермахта «Блау» после разгрома зимой 1941 г. стала возможна не только из-за ряда просчетов и неудач советских войск, но прежде всего, потому, что в Ставке Гитлера не сомневались, что «странная война» на Западе в 1942 г. так и останется странной. Именно поэтому в районе Курска в мае 1942 г. оказалась, например, 24-я танковая дивизия, расквартированная прежде в Шампани, о чем сообщает иллюстрированная энциклопедия «Сталинград» Алексея Исаева (С. 153). Если бы была хоть малейшая вероятность начала «Оверлорда» в 1942 г., офицеры этой дивизии, скорее всего, остались во Франции.

Участие флота США в войне против Японии на Дальнем Востоке

Отмазку, говоря современным сленгом, от высадки в 1942 г. в Нормандии американцам отчасти предоставило нападение императорской Японии на Пирл-Харбор в самом конце 1941 г. В такой ситуации начало операции против нацистов в Европе фактически означало бы для США войну на два фронта. При всей экономической мощи и достаточно внушительных мобилизационных возможностях этой страны администрация Ф.Д. Рузвельта не могло пойти на такой риск.
Но уже сам факт, что Соединенные Штаты вынуждены были вступить во Вторую мировую войну на стороне антигитлеровской коалиции, сыграл свою позитивную роль. Советское командование могло уже не беспокоиться за свой глубокий тыл. Скорее всего, Япония не вступила бы в войну даже в случае захвата нацистами Сталинграда, хотя такая опасность в этом случае была.
Кроме того, вынужденный отказ от нейтралитета США заставил быть осторожными те страны, которые могли при определенных условиях выступить на стороне Гитлера. Прежде всего, имеется в виду Турция. Ее вмешательство при прорыве гитлеровцев в Закавказье могло иметь куда более серьезные последствия, чем бои в Сибири и на Дальнем Востоке с Квантунской армией. Тем более что вероятность таковых после поражения японских ВМС в битве за остров Мидуэй была ничтожна мала.
А вот армия США, несмотря битвы в Тихом океане, на операцию, которая могла хотя бы отвлечь силы гитлеровцев от ключевого Восточного фронта, по той же причине вполне могла отважиться. И собственно, отважилась, вот только лишь 8 ноября 1942 г., когда наступление фашистов в Сталинграде уже фактически выдохлось, и на совсем уж второстепенном участке в Северной Африке.

Неудача десантной операции в Дьеппе

Нельзя сказать, что союзники совсем уж спокойно следили за событиями на советско-германском фронте и совсем уж хладнокровно подсчитывали миллионные потери с обеих сторон. Да, они были зрителями, но зрителями весьма заинтересованными, свидетельством чему является загадочная разведка боем, которую они предприняли 19 августа 1942 г.
Назвать высадку 6 тысяч человек канадских в основном войск сколько-нибудь серьезной операцией было бы явным преувеличением, но сам факт и время ее проведения говорили о многом. На этот шаг командование союзников решилось, похоже, в тот момент, когда казалось, что лавину германских войск, устремившихся к Сталинграду и на Кавказ, уже ничто и никто на свете не может остановить.
Именно в этот момент и решено было, судя по всему, немножко попугать Гитлера, напомнить, что тыл-то у него практически голый. Если бы решено было высадиться основательно — локальной операцией небольшого, в сущности, десанта при поддержке столь же скромных военно-морских и военно-воздушных сил Британии дело бы не ограничилось.
Но у этой авантюры, скорее всего, была совсем другая цель — доказать народам союзных держав, что никто не сидит якобы сложа руки, когда Красная армия отчаянно сражается, стараясь остановить врага практически у последнего рубежа. Это была в каком-то смысле уступка общественному мнению.
Относительная же неудача и немалые потери в живой силе и технике, как ни чудовищно это прозвучит, сыграли на руку тем силам на Западе, которые хотели бы всячески оттянуть вступление в реальную схватку с нацизмом своих государств. А так, вроде как попробовали, но не получилось — что поделаешь? Какие могут быть вопросы? Это и для общественного мнения внутри страны аргумент, и для «дядюшки Джо» из далекой Москвы вроде как неплохой довод, почему он по-прежнему должен рассчитывать только на собственные силы.

Победа в Сталинградской битве советских войск

Принято считать, что империалистические круги Японии следили за тем, как продвигаются штурмовые батальоны Паулюса по развалинам Сталинграда. Наверняка следили, но не только они, но и элита Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. Весьма вероятно, что не японская армия вступила бы в войну против СССР, а западные союзники вынуждены были бы все-таки активизироваться, если бы защитники Сталинграда не выдержали натиска гитлеровцев. Может быть, и нет, но то, что в тактика и стратегия западных союзников зависели от решающей битвы на Волге, — сомневаться не приходится. Во многом именно она и предопределила их выжидательный подход.

Рискну предположить, что выбор, который сделали премьер-министр Великобритании У. Черчилль и президент США Ф. Рузвельт, решив отказаться от срочной высадки своих сил на европейском театре военных действий в пользу операции в Северной Африке, стал отчасти результатом героизма наших войск в Сталинграде. Они поняли, что СССР сможет справиться в этой битве и в целом в войне с нацизмом в одиночку и спасать положение им не придется. Так что им можно было спокойно, невзирая на не очень важные для их элиты страдания советского народа, заняться защитой колоний, британских и французских.

Совсем иная ситуация сложилась бы, если бы гитлеровцы прорвались-таки к Волге и тем более если бы вышли к бакинским нефтепромыслам. Вероятно, в этом случае британские и американские войска вынуждены были бы все-таки высадиться в Нормандии на два года раньше, чем они это сделали в действительности.

Понятно, что советские бойцы и командиры не задумывались о таких тонкостях и просто героически защищали не только город имени Сталина, но и всю нашу страну, да и весь мир от коричневой чумы фашизма. У западных же политиков были, весьма вероятно, совсем иные расчеты — раз Гитлер уже не имеет шансов, важно, чтобы он продержался как можно дольше — именно таким мог быть ход мыслей тех, кто добился отсрочки начала «Оверлорда».

Изменила ли бы ход событий высадка союзников в 1942 г. Конечно, все могло в этом случае сложиться по-другому — скорее всего, Третий рейх развалился бы гораздо раньше, чем в мае 1945 г., а значит, и миллионы жизней на полях сражений и в гитлеровской неволе были бы спасены. Увы, выбор на берегах Потомака и Темзы был сделан иной.


Источник →

Опубликовал Евгений Никитин , 04.08.2017 в 10:36

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Игорь Джанти
Игорь Джанти Вячеслав Багров 6 августа, в 08:34 "По пунктам:я разве говорил,что союзники в Дьеппе проводили масштабные военные действия? "(совет,не передёргивайте,даже и тем более,если отсутствуют достойные контраргументы и не лгите)
А это не вы написали:
"Если уж подходить объективно,то надо признать,что советско-германский фронт был лишь одним из фронтов Второй мировой войны,в которой участвовали в качестве союзников страны с порой взаимоисключающими геополитическими интересами и ,соответственно,осуществляя совпадающие стратегические цели войны, они должны были иметь ввиду,и имели,не сомневайтесь, и перспективы собственной геополитики! И нельзя сказать,что наши западные союзники саботировали масштабные военные действия,нет, они высадились в Дьеппе в 1942-м,хотя и с весьма малым стратегическим результатом..."
Прочтите внимательно последнее предложение,это кто написал , Пушкин ?
Если уж подходить "объективно", то " надо признать,что советско-германский фронт был основным фронтом Второй мировой войны,в которой участвовали в качестве союзников страны с порой взаимоисключающими геополитическими интересами, а вовсе не одним фронтом. У вас странная аберрация ,фронт где с каждой стороны воюют по более 10 млн человек ,равнозначен фронту ,на котором сражаются более 600 млн , при этом наиболее боеспособные войска (немецкие ) по численности не превосходят 110 тыс.Сравните , 5.5 млн и 110 тыс ,в 55 раз больше и вы их приравниваете по значимости? Да и про взаимоисключающие интересы , это тоже преувеличение ,один общий интерес был у всех уж точно.
Теперь , относительно вашего совета -
"Я разве говорил,что перед самым варшавским восстанием мы планировали в том районе масштабные наступательные операции? (совет,не передёргивайте,даже и тем более,если отсутствуют достойные контраргументы) "
А я разве утверждал , что вы это утверждали? Еще раз советую -не передёргивайте,даже и тем более,если отсутствуют достойные контраргументы.
Текст скрыт развернуть
0
Игорь Джанти
Игорь Джанти Игорь Джанти 6 августа, в 09:02 Если уж подходить "объективно", то " надо признать,что советско-германский фронт был основным фронтом Второй мировой войны,в которой участвовали в качестве союзников страны с порой взаимоисключающими геополитическими интересами, а вовсе не одним фронтом. У вас странная аберрация ,фронт где с каждой стороны воюют по более 10 млн человек .Не совсем правильно выразился ,фронт на котором сражались более 10 млн.
И последнее. Что вы хотите сказать конкретно, не занимаясь пустословием, что вы хотите доказать? Что у каждой страны есть свои интересы ,но это даже не открытие Америки.Вы восхищены действиями американцев ?
Текст скрыт развернуть
0
Вячеслав Багров
Вячеслав Багров Игорь Джанти 6 августа, в 10:52 Писал-то я-вы неправильно читали и выдернули из контекста (обычная манера всех фальсификаторов),там ведь не только про Дьепп сказано,там ещё и о Эль-Аламейне,а масштабы разнятся изрядно,не так ли? Да и вообще масштаб какого-либо события вещь относительная,5-6 немецких дивизий в Дании это капитуляция,а 5-6 тех же немецких дивизий на Восточном фронте это просто оперативное событие! Идём дальше,про странную,как вы выразились,аберрацию-опять перефраз искажающий смысл,вы опять сознательно мешаете горькое с солёным,мою количественную оценку: "был лишь одним из фронтов" вы противопоставляете своей качественной " был основным фронтом"! Так кто ж с этим спорит-то? Ну и дальше в подобном духе и тоне! Явная неадекватность,сознательное искажение и подтасовка-вы уж разберитесь со своей нечёсаной головой-мне надоело выковыривать из неё насекомых! Текст скрыт развернуть
-1
Игорь Джанти
Игорь Джанти Вячеслав Багров 6 августа, в 10:59 Писал-то я-вы неправильно читали и выдернули из контекста (обычная манера всех фальсификаторов),там ведь не только про Дьепп сказано,там ещё и о Эль-Аламейне,а масштабы разнятся изрядно,не так ли?
хорошо ,привожу все целиком:
" И нельзя сказать,что наши западные союзники саботировали масштабные военные действия,нет, они высадились в Дьеппе в 1942-м,хотя и с весьма малым стратегическим результатом,они одержали победу под Эль-Аламейном в том же 42-м,где количество взятых пленных превышало количество таковых под Сталинградом,хотя при этом стратегический эффект сталинградской битвы неизмеримо выше!"
И что , из того предложения следует,что вы не относите высадку в Дьеппе к масштабным воееным действиям? Что с того ,что к таковым вы относите к масштабным военным действиям и сражение под Эль-Аламейном?Что я вырвал из контекста,тем самым исказив смысл?
Вы не только фальсификатор ,но и откровенный шулер.
Текст скрыт развернуть
0
Игорь Джанти
Игорь Джанти Вячеслав Багров 6 августа, в 11:04 "Да и вообще масштаб какого-либо события вещь относительная,5-6 немецких дивизий в Дании это капитуляция,а 5-6 тех же немецких дивизий на Восточном фронте это просто оперативное событие!"
А это что за ахинея? Все относительно - пустейшее словоблудие, вы изначально сравниваете действия под Сталинградом, Эль-Аламейном в Дьеппе и все они у вас являются масштабными военными действиями, и вдруг ,когда вас уличают в глупости ,вы начинаете вилять и говорить об относительности всех понятий.
Текст скрыт развернуть
0
Вячеслав Багров
Вячеслав Багров Игорь Джанти 6 августа, в 11:12 Причешитесь,пообщайтесь с Владимиром Пуроненом,если он вас ещё хоть как-то воспринимает,а уж потом,если я найду для вас свободное время,поговорим о глупости,шулерстве и фальсификаторстве,а пока,извините-занят! Текст скрыт развернуть
0
Игорь Джанти
Игорь Джанти Вячеслав Багров 6 августа, в 11:16 Не смешите, общаться с пустыми ,малознающими, не понятно ,что утверждающими ,при этом постоянно врущими и виляющими, у меня нет никакого интереса.Вам нужно меньше смотреть американские фильмы и больше читать. Текст скрыт развернуть
0
петр курносенко
петр курносенко 4 августа, в 16:13 Не задавайте глупых вопросов! РОССИЯ всегда была костью в горле запада. И они просто выматывали наши силы. И если бы в СТАЛИНГРАДЕ немцы победили, то эта свора набросилась на нас. Текст скрыт развернуть
14
Александр Салтановский
Александр Салтановский петр курносенко 4 августа, в 18:36 Вы абсолютно правы, без вариантов! Текст скрыт развернуть
3
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров 4 августа, в 18:46 Испугались союзнички,что Красная армия освободит всю Европу,вот посему и открыли 2 фронт!!! Текст скрыт развернуть
3
Владимир Пуронен
Владимир Пуронен Сергей Гончаров 4 августа, в 19:59 Уважаемый! А лично вы воевали во время Великой Отечественной войны? И сколько немцев вы лично перебили? И были ли у вас потери? И лично вы собирались освободить (от кого?) всю Европу? Текст скрыт развернуть
-4
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров Владимир Пуронен 4 августа, в 23:51 Уважаемы вагоновожатый,а известно вам что я работаю с ветеранами войны,так что про эти года знаю много,со слов очевидцев!!! Текст скрыт развернуть
1
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров 4 августа, в 18:52 Как мне рссказал ветеран войны,в мае 1945 года,их Кантемировскую дивизию(4 танковая армия) срочно перебросили в Чехословакию,для освобождения Праги,немецкие войска там стояли насмерть.Если бы наши сожзнички попытались сделать подобное,то были бы полностью уничтожены!!! Текст скрыт развернуть
5
Владимир Пуронен
Владимир Пуронен 4 августа, в 19:59 Многие считают, что СССР должен помогать Британии и США всегда, когда нужно. И в СССР все считали, что союзники не воюют, а ждут, когда СССР и Германия друг друга бьют друг друга. Хотя Англия отчаянно воевала против Германии и Италии с 1940 (задолго до начала Великой Отечественной войны), а США столь же отчаянно воевали против Японии.А Япония в 1941 имела мощную армию (всего лишь небольшую армию США), и мощные в мире авианосное соединение, а США временно потеряли большую часть флота. А СССР против Японии не воевал, просто не воевал. И только разбив Италию и часть Германии в Африке и крепко побив Японию союзники смогли вступить в 1944 году во Францию и далее. Текст скрыт развернуть
-3
Владимир Пуронен
Владимир Пуронен Владимир Пуронен 4 августа, в 20:01 Извините за пару ошибок. Текст скрыт развернуть
0
marija bogoslovskaja (рябова)
marija bogoslovskaja (рябова) 4 августа, в 21:29 Лето 1942-го: Второй фронт, которого не дождались
Почему западные союзники не пришли на помощь СССР в ходе битвы за Сталинград
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А союзники, была бы их воля, вообще бы второй фронт не открывали бы. Просто в 1944 -м испугались, что Сталин заберёт себе всю Европу, поэтому и открыли, что тоже хорошо, это позволило хоть каким то нашим поршням сохранить жизнь. А это значить , что у них родились дети, у детей внуки и т д. СОХРАНИЛИ РУССКИЙ ДУХ!
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Союзники не спешили помогать Союзу
Они боялись, как Гитлера и Сталина.
А в душе желая, чтоб исчез СОЮЗ.
Они боялись любого финала.
-------------------------------------------------------
И ВЫЖИДАЛИ, как повернётся фронт
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Главная причина несвойственного сталинскому характеру обхаживания западных союзников была в другом. Иосиф Виссарионович понимал, что победа может быть достигнута только ценой немалых потерь, материальных, а самое главное, людских. Понимали это и руководители других стран антигитлеровской коалиции. Но по целому ряду причин протягивать руку помощи не спешили. И вот почему.
Стремление по максимуму измотать Советский Союз.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И ВЫИГРАЛИ ВОЙНУ ГОСПОДЬ и БОГОРОДИЦА и ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАШ НАРОД!
Текст скрыт развернуть
1
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров marija bogoslovskaja (рябова) 4 августа, в 23:53 Именно наш народ во главе со Сталиным!!! Текст скрыт развернуть
2
впадимир
впадимир 5 августа, в 09:16 Я вот не понял на хрена Сталин,помогал англосаксам в Арденах , когда их прижал фюрер.Надо было подождать, когда и они хлебнут своей кровушки. Текст скрыт развернуть
0
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров впадимир 5 августа, в 22:12 Его попросил черчиль,вот Сталин и не отказал,надо было спасать,всё же союзники!!! Текст скрыт развернуть
0
впадимир
впадимир Сергей Гончаров 6 августа, в 01:48 В статье написано, как Сталин просил того же черчиля об открытии второго фронта и роскошные приемы устраивал и что? Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 36
Комментарии Facebook
СТАЛИН: БЕСЕДЫ С ИДЕОЛОГАМИ

СТАЛИН: БЕСЕДЫ С ИДЕОЛОГАМИ

12 окт, 09:52
+16 12
ДОНЕЦКО-КРИВОРОЖСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ДОНЕЦКО-КРИВОРОЖСКАЯ РЕСПУБЛИКА

12 окт, 09:51
+9 9
КОДЕКС ЧЕСТИ ПАЦАНОВ СОВЕТСКИХ

КОДЕКС ЧЕСТИ ПАЦАНОВ СОВЕТСКИХ

10 окт, 11:25
+38 63
Тюрьма, расстрел и эмиграция…

Тюрьма, расстрел и эмиграция: как сложились судьбы министров последнего Временного правительства

8 окт, 12:59
+14 22
Как нам отмечать 100-летие О…

Как нам отмечать 100-летие Октября 1917 года

8 окт, 10:53
+148 222
40 лет "брежневской" Конституции

40 лет "брежневской" Конституции

7 окт, 12:33
+17 13
Красноармеец из Мичигана. Ка…

Красноармеец из Мичигана. Как отец американского посла немцев бил

7 окт, 11:28
+38 5
Обратной дороги нет. О том, …

Обратной дороги нет. О том, как было 30 лет назад

6 окт, 15:48
-65 107
"Синюшная курица" из семидес…

"Синюшная курица" из семидесятых или современный бройлер

6 окт, 12:07
+79 158
Этот юбилей достоин глубоког…

Этот юбилей достоин глубокого траура (Aftenposten, Норвегия)

6 окт, 11:38
-81 157
Тихий «бип» для человека, но…

Тихий «бип» для человека, но барабанная дробь для космонавтики — мировые СМИ вспоминают запуск «Спутника-1»

5 окт, 23:36
+5 1
Лицом к России: на юге Франц…

Лицом к России: на юге Франции открыли памятник Гагарину

5 окт, 20:44
+14 3
Истинная цель революции 1917…

Истинная цель революции 1917 года (AgoraVox, Франция)

5 окт, 19:18
-45 178
4 Октября 1957 года.  60 Лет…

4 Октября 1957 года. 60 Лет тому назад началась космическая эра.

5 окт, 19:13
+6 10
Огонь на поражение. Как Ельц…

Огонь на поражение. Как Ельцин парламент расстрелял

3 окт, 14:23
+15 139
Страна невыученных законов

Страна невыученных законов

1 окт, 09:55
+23 81
CNN рассказал, почему у сове…

CNN рассказал, почему у советского конкурента «Конкорда» век оказался короток

1 окт, 09:53
+11 26
Почему советский модернизм з…

Почему советский модернизм заслуживает нашей любви

29 сен, 22:27
+8 1
ДЕТСКИЕ САДЫ В СССР

ДЕТСКИЕ САДЫ В СССР

29 сен, 22:15
+29 68
МЕСТЕЧКО ТИХОЕ … КУЗБАСС В Г…

МЕСТЕЧКО ТИХОЕ … КУЗБАСС В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

29 сен, 11:15
+8 7
Запомнить
Присоединиться

Сейчас на сайте

31063 пользователям нравится сайт cccp-2.su

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Яндекс.Метрика
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
В центре Москвы установили памятник Сталину. Видео

В центре Москвы установили памятник Сталину. Видео

Фото: ©L!FE В центре Москвы, в Петроверигском переулке, установлен бюст Иосифа Сталина. Он размещён на открытой сегодня Аллее правителей, организованно

✮IRENA ✮PLATOVA✮ 22 сен, 12:22
+148 506
Как нам отмечать 100-летие Октября 1917 года

Как нам отмечать 100-летие Октября 1917 года

Когда молчание не золото, а преступление перед собственной и мировой историей Виталий Третьяков Шествие, посвященное 99-й годовщине Октябрьской ре

Евгений Никитин 8 окт, 10:53
+148 222
О фундаментальном различии между СССР и Россией, или Что конкретно потеряли советские люди.

О фундаментальном различии между СССР и Россией, или Что конкретно потеряли советские люди.

«Труднее всего отвечать на тот вопрос, ответ на который очевиден» © Бернард Шоу. Последняя тема вызвала жаркую дискуссию, продолжающу

Хоранги .... 24 сен, 12:27
+131 609
Рассуждение о казаках в современной России

Рассуждение о казаках в современной России

В царской России, как известно, казаки были отдельным сословием. После революции они раскололись на красных и белых казаков. Во время Великой О

Хоранги .... 27 сен, 10:09
+93 98
"Синюшная курица" из семидесятых или современный бройлер

"Синюшная курица" из семидесятых или современный бройлер

Те, кто жил во времена СССР, наверное помнят на прилавках магазинов знаменитых советских кур. Были они довольно спортивного телосложения, с тонкой кожицей блед

✮IRENA ✮PLATOVA✮ 6 окт, 12:07
+79 158

Последние комментарии

Валерий Степкин
Александр Попов
Взгляд с другого ракурса
Взгляд с другого ракурса
Взгляд с другого ракурса
Александр Попов
Ольга Лутаева
Аленький Цветочек
Александр Попов
Александр Попов
ВЛАДИМИР Абаськин
поддерживаю, но + не проходит
ВЛАДИМИР Абаськин Как нам отмечать 100-летие Октября 1917 года
Александр Попов
Александр Попов
Уже. Полгода, как на всех ресурсах жуткая вонь поднялась.
Александр Попов Как нам отмечать 100-летие Октября 1917 года
Александр Попов
Александр Попов
Зенит-Арена, ага.
Александр Попов Обратной дороги нет. О том, как было 30 лет назад
Александр Попов
Voland 3D
Voland 3D
Voland 3D
✮IRENA ✮PLATOVA✮