✮IRENA ✮PLATOVA✮ предлагает Вам запомнить сайт «CCCP»
Вы хотите запомнить сайт «CCCP»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

НАШ АДРЕС НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА, НАШ АДРЕС СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!

Ил-18: первый турбовинтовой лайнер России

развернуть
Ил-18. Фото: panavia.ru

Ил-18. Фото: panavia.ru

4 июля 1957 года впервые отправился в полет первый отечественный послевоенный самолет, спроектированный сугубо для гражданской авиации

История послевоенной советской гражданской авиации немыслима без этого самолета — первого сугубо гражданского лайнера, спроектированного именно для этих целей, а не в качестве «мирной» переделки стратегического бомбардировщика. Этот лайнер оказался настолько удачным, что стал первым отечественным гражданским самолетом, массово поставлявшимся на экспорт. Более того, его конструкция и летно-технические характеристики оказались настолько удачными, что сугубо гражданский самолет постепенно получил и воинские специальности, причем получилось так, что именно военные его модификации продолжают летать и сейчас, когда гражданские, за исключением считанных единиц, уже давным-давно списаны и разделаны на металл. А это значит, что самолет Ил-18, впервые поднявшийся в небо 4 июля 1957 года, служит России уже почти шесть десятков лет! Далеко не каждый лайнер может похвастаться таким долголетием…

Любопытно, что Ил-18 — один из тех самолетов, которые фактически рождались дважды, причем с одним и тем же индексом. Первый Ил-18, так и не пошедший в серию, в ОКБ Сергея Ильюшина начали проектировать весной победного 1945 года. Причем, в отличие от своих коллег из КБ Андрея Туполева, ильюшинцы и тут подошли к делу с не привычной для отечественного авиастроения тех лет стороны и с самого начала проектировали именно гражданский лайнер, а не гражданскую версию военной машины. По замыслу своих создателей, первый Ил-18 должен был перевозить 60‒65 пассажиров на расстояние до 5000 километров, то есть стать дальнемагистральным лайнером (именно с отметки в 5000 км и начинается класс дальнемагистральных пассажирских самолетов).

Первый Ил-18 отправился в свой первый полет 17 августа 1946 года. И уже после него стало понятно, что Сергею Ильюшину удалось создать действительно удачный лайнер! Летчик-испытатель Владимир Коккинаки особо отмечал простоту взлета и посадки самолета, легкость управления и курсовую устойчивость в горизонтальном полете. А испытатели, оценивавшие комфорт пассажирской кабины лайнера (кстати, фюзеляж новинки был герметичным, одним из первых в советском гражданском авиастроительстве), особо подчеркивали, что в ней гораздо меньше, чем в других самолетах гражданских авиалиний, слышен шум двигателей: даже в зоне их работы можно было вести разговор с соседом, не повышая голоса.

Но важнее всего для дальнейшей истории самолетов с индексом Ил-18 оказался выбор диаметра фюзеляжа. На создававшемся одновременно с ним Ил-12, чтобы разместить багажно-грузовые отсеки, приходилось выкраивать для них место за счет пассажирского салона. А на первом Ил-18 диаметр с самого начала заложили достаточным, чтобы не приходилось прибегать к подобным ухищрениям: багаж и грузы размещались под полом пассажирского отсека. За счет этого простого и эффективного решения удалось сделать самолет, который можно было приспособить не только под 60‒65 стандартных пассажирских мест, но и под 40 высококомфортных или 28 спальных мест — для дальних ночных перелетов. А отделка салона первого и единственного опытного экземпляра, отличавшаяся простотой и изяществом, заложила основы фирменного стиля ильюшинских пассажирских лайнеров, получившего в дальнейшем название «стиль приятной простоты».

Но до серийной постройки первого Ил-18 дело не дошло: уже тогда стало понятно, что поршневые двигатели, даже с турбокомпрессорами, перестают обеспечивать достаточную скорость и дальность пассажирских полетов, делая их неэкономичными. Перспективными были газотурбинные и турбовинтовые двигатели, но к серийному производству первых таких моторов в Советском Союзе приступили только в начале 1950-х — и это стало главной причиной, по которой к лайнеру Ил-18 в ОКБ Ильюшина вернулись только в середине 1950-х.

Первенцем советской гражданской авиации с двигателями нового поколения — газотурбинными — стал лайнер Ту-104, фактически переделанный из бомбардировщика Ту-16. Но в отличие от него «гражданский» Ту-104, получивший фюзеляж большего диаметра и переделанный в низкоплан, оказался недостаточно надежным и слишком тяжелым, плохо управляемым и неустойчивым в полете. А главное, он оказался подвержен так называемому «подхвату», при котором самолет сначала резко набирал высоту, а потом так же резко сваливался в неуправляемое вертикальное пикирование. Наконец, несмотря на то, что Ту-104 мог перевозить до 110 пассажиров на скорости до 950 км/ч, он оказался неэкономичным, и потому «Аэрофлот» продолжал поиски нового лайнера в дополнение к нему.

Старт работам над новым Ил-18 дало постановление Совета министров СССР от 25 мая 1956 года (принятое за три с небольшим месяца до начала коммерческой эксплуатации Ту-104). Через три месяца утвердили эскизный проект, а уже в июне 1957-го первый построенный экземпляр продемонстрировали советскому руководству на Центральном аэродроме в Москве. Место показа было выбрано не случайно: Московский машиностроительный завод «Знамя труда», наследовавший знаменитому заводу «Дукс» и Госавиазаводу № 1, на котором в середине 1920-х строили первый серийный военный самолет Р-1, располагался в непосредственной близости от аэродрома.

Этот самолет, получивший собственное имя — «Москва», и отправился в свой первый полет 4 июня 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома на аэродром летно-испытательной и доводочной базы ильюшинского ОКБ в подмосковном городе Жуковский. Перелет занял два часа без трех минут и ясно показал испытателям, что «второй» Ил-18 в плане легкости, простоты и надежности управления и поведения при взлете, полете и посадке ничуть не уступает «первому», а по скорости и скороподъемности заметно превосходит его.

Два года ушли на то, чтобы отработать наиболее удачную компоновку салона и размещение узлов и агрегатов в фюзеляже, выбрать из двух вариантов турбовинтовых двигателей — НК-4 и АИ-20 — наиболее надежный, которым оказалась «двадцатка», и довести полезную нагрузку до 14 тонн, как того требовали эксплуатанты. Первые пассажирские рейсы Ил-18 состоялись 20 апреля 1959 года: самолеты перелетели из Москвы в Адлер и Алма-Ату.

Модель Ил-18 оказалась настолько удачной и перспективной, что позволила в течение нескольких лет неоднократно модернизировать лайнер, добиваясь все более высоких экономических показателей. Причиной тому были, во-первых, очень грамотно выбранные турбовинтовые двигатели, отличавшиеся лучшим соотношением тяги и топливопотребления, а во-вторых, изначально «гражданское» направление разработки, позволившее заложить существенный модернизационный запас. В итоге список модификаций Ил-18 насчитывает шесть вариантов: А, Б, В, Д и Е, а также вариант «Салон» — для высшего руководства страны. Один самолет модификации «Д» был переделан в сверхдальний и с февраля 1980 года совершал регулярные полеты в Антарктиду (хотя основными лайнерами, обслуживавшими антарктическую линию, стали поршневые Ил-14, хотя и менее грузоподъемные, но более легкие и менее габаритные).

Самой массовой модификацией стал Ил-18В: на московском заводе «Знамя труда» было собрано 335 бортов этого варианта. Именно эта модификация и стала первым широко востребованным на международном рынке советским пассажирским лайнером. В общей сложности для 17 иностранных авиакомпаний — в основном из стран социалистического лагеря — было построено свыше 100 Ил-18, прежде всего модификации «В». Наибольше число экспортных «восемнадцатых» летало в ливреях (то есть бортовой раскраске) авиакомпаний Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, Румынии, Чехии, а также Северной Кореи и Китая.

Но главным эксплуатантом Ил-18 стал поначалу «Аэрофлот» — а очень скоро выгоды новинки оценили и военные. Для нужд Советской армии и Военно-морского флота были созданы несколько сугубо военных модификаций лайнера, не говоря уже о том, что в строю оказались и многие гражданские модификации. Так, в 1968 году появился самолет Ил-20, представлявший собой модификацию Ил-18 в варианте самолета радиолокационной разведки и радиоэлектронной борьбы. А в 1980 году на вооружение поступили модификации Ил-18РТЛ и Ил-20РТ — самолеты телеметрии, участвовавшие в испытании баллистических и крылатых ракет. В 1974 году был запущен в серию самолет Ил-22 — воздушный командный пункт, оборудованный защищенной аппаратурой связи. А 27 сентября 1961 года в свой первый полет отправилась еще одна военная модификация Ил-18 — самолет противолодочной обороны Ил-38, принятый на вооружение в 1969 году.

Примечательно, что именно военные модификации Ил-18 остаются в строю по сей день. Так, по данным портала «Русские самолеты», в Военно-воздушных силах России на сегодняшний день продолжают летать 46, а к Военно-морскому флоту приписан 31 самолет. ВВС используют в основном Ил-20 и Ил-22, а моряки — Ил-38. А вот в гражданской авиации Ил-18 перестали эксплуатировать в начале 1990-х. При этом процесс списания лайнеров растянулся на два десятка лет: в 1968 году «Аэрофлот» получил последний серийный Ил-18 (модификация Ил-18Д), через шесть лет начались списания лайнеров этой модели, а к 1992 году завершилась эксплуатация подавляющего большинства гражданских Ил-18. Фактически же коммерческая эксплуатация «восемнадцатых» прекратилась только в 2002 году.


Источник →

Ключевые слова: Сделано в СССР
Опубликовала ✮IRENA ✮PLATOVA✮ , 04.07.2017 в 13:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
«Черная» благодарность. Как …

«Черная» благодарность. Как СССР помогал Польше и как та ему отплатила

17 ноя, 09:23
+28 76
1917-2017: если бы не большевики...

1917-2017: если бы не большевики...

15 ноя, 10:39
+38 111
Как снимали фильм "Красная жара"

Как снимали фильм "Красная жара"

15 ноя, 10:25
+6 10
УРОКИ РАССКАЗА БОРИСА ЛАВРЕН…

УРОКИ РАССКАЗА БОРИСА ЛАВРЕНЁВА «СОРОК ПЕРВЫЙ»

15 ноя, 09:15
+28 16
К столетию русской катастроф…

К столетию русской катастрофы. Игорь Чубайс

14 ноя, 11:26
-91 141
Обвиняемый - Ленин

Обвиняемый - Ленин

14 ноя, 11:22
-73 331
РЕЙХСТАГ: АВТОГРАФЫ ИЗ 1945-…

РЕЙХСТАГ: АВТОГРАФЫ ИЗ 1945-го… (Часть_4)

13 ноя, 17:07
+5 5
РАВНЫЕ СРЕДИ ВЕЛИКИХ

РАВНЫЕ СРЕДИ ВЕЛИКИХ

13 ноя, 17:04
+9 5
Расплата в Лиенце. История р…

Расплата в Лиенце. История русских казаков, присягнувших Гитлеру

12 ноя, 09:24
+38 19
«Товарищи спят, едят, играют…

«Товарищи спят, едят, играют в карты...»

12 ноя, 09:24
+3 7
Почему проиграл Белый проект

Почему проиграл Белый проект

11 ноя, 12:39
+10 14
Генсек «Золотого века» социализма

Генсек «Золотого века» социализма

11 ноя, 12:37
+34 145
СКОЛЬКО РАЗ БРАЛИ БЕРЛИН?

СКОЛЬКО РАЗ БРАЛИ БЕРЛИН?

11 ноя, 10:26
+27 5
СТОЛЕТИЕ РЕВОЛЮЦИИ КОНСТАТИР…

СТОЛЕТИЕ РЕВОЛЮЦИИ КОНСТАТИРОВАЛО УСУГУБЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО РАСКОЛА В РОССИИ

10 ноя, 21:19
+35 168
ПОЛИТИКА, ОБРАЩЁННАЯ В ПРОШЛОЕ

ПОЛИТИКА, ОБРАЩЁННАЯ В ПРОШЛОЕ

10 ноя, 10:34
+13 42
Кто убил легендарного Чапая?

Кто убил легендарного Чапая?

10 ноя, 05:00
+20 32
80-летию первого трансполярн…

80-летию первого трансполярного перелёта и 120-летию со дня рождения Белякова А. В. посвящается

9 ноя, 16:28
+10 7
С. Михалков - «Разговор с сыном»

С. Михалков - «Разговор с сыном»

9 ноя, 14:31
+40 42
В Литве заявили о том, что к…

В Литве заявили о том, что кормили и содержали весь Советский Союз

9 ноя, 14:02
+10 93
РЕЙХСТАГ: АВТОГРАФЫ ИЗ 1945-…

РЕЙХСТАГ: АВТОГРАФЫ ИЗ 1945-го… (Часть_3)

9 ноя, 11:18
+10 6
Запомнить
Присоединиться

Сейчас на сайте

31043 пользователям нравится сайт cccp-2.su

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Яндекс.Метрика
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
У русских были дела поважнее, чем очередь за айфоном и сказки Навального...

У русских были дела поважнее, чем очередь за айфоном и сказки Навального...

В эти дни сто лет назад случилась Великая октябрьская социалистическая революция. Простые русские люди своими руками делали историю. И делали они ее с именем Л

Аленький Цветочек 6 ноя, 10:50
+115 84
Александр Русин. 100 лет Октябрьской революции – не напрасно было!

Александр Русин. 100 лет Октябрьской революции – не напрасно было!

100 лет назад в России свершилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Можно по-разному относиться к ее результатам, к большевикам и Советскому Союз

Аленький Цветочек 8 ноя, 14:36
+64 152
ПАРАД 7 НОЯБРЯ 1941 ГОДА

ПАРАД 7 НОЯБРЯ 1941 ГОДА

Диакон Владимир Василик Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади 75 лет назад произошло значимое событие в истории Великой Отечественной войны, сравн

Аленький Цветочек 7 ноя, 15:31
+48 26
С. Михалков - «Разговор с сыном»

С. Михалков - «Разговор с сыном»

Аленький Цветочек 9 ноя, 14:31
+40 42
Расплата в Лиенце. История русских казаков, присягнувших Гитлеру

Расплата в Лиенце. История русских казаков, присягнувших Гитлеру

В годы Великой Отечественной войны свыше 100 тысяч казаков были награждены орденами, а 279 — получили высокое звание Героев Советского Союза. Но в постсоветск

Евгений Никитин 12 ноя, 09:24
+38 19

Последние комментарии

anatolii660 reznikov
андрей андреев
Леонид Муравьев
Валерий Степкин
2 ИВАНА ИВАНОВ
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
2 ивана не помнящих родства, предатели....
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ Обвиняемый - Ленин
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
2 ИВАНА ИВАНОВ
английскую родину это да
2 ИВАНА ИВАНОВ Обвиняемый - Ленин
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
Boba Bobrov
Boba Bobrov
Cum principia negante non est disputandum
Boba Bobrov Обвиняемый - Ленин
ИМХО это только мое мнение
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
Енисейская губерния, трупы замученных красными игиловцами.
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ Обвиняемый - Ленин
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ
Миллионы жертв красных фашистов тебе приятны???
АЛЕКСЕЙ МАЛИНОВСКИЙ Обвиняемый - Ленин
Boba Bobrov
Когда недосуг своими мозгами пошевелить, начинают как попугаи повторять чужие глупости.
Boba Bobrov Обвиняемый - Ленин
Boba Bobrov
*
Boba Bobrov Обвиняемый - Ленин
андрей андреев